0
1384
Газета Политика Интернет-версия

10.11.2008 00:00:00

Удвоение ЕГЭ

Вадим Аванесов

Об авторе: Вадим Сергеевич Аванесов - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогические измерения".

Тэги: егэ, образование


Октябрь 2008 года принес обнадеживающую информацию об изменениях в позиции властных органов относительно планов проведения в 2009 году единого государственного экзамена (ЕГЭ). Другого, честно говоря, трудно было бы предположить. Напомним, что если ничего сейчас не менять в сложившейся ситуации, то ЕГЭ может лишить примерно половину выпускников школ возможности получить аттестат зрелости.

Такой результат – следствие не столько недостатков организации образовательной деятельности школ, сколько некачественности самого ЕГЭ. Для слабо подготовленных выпускников школ он слишком трудный, для хорошо подготовленных – имеет высокую погрешность оценок. В результате получился метод, не отвечающий ни политическим, ни образовательным целям. А ведь цели, которые ставились перед началом эксперимента с ЕГЭ, – обеспечение равного и справедливого доступа молодежи к качественному образованию, а также борьба с коррупцией. После восьми лет приходится признавать, что ни одна из этих целей не достигнута, а потому они продолжают быть актуальными и сегодня.

Прошедшее в октябре 2008 года заседание обновленного совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию привнесло в проблему ЕГЭ новый элемент. Буквально в день проведения совета министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко донес до президента РФ новую, можно сказать, радикальную идею – введения вместо одного нынешнего двух уровней ЕГЭ.

Два уровня ЕГЭ могут быть лучше с метрической точки зрения, но хуже – с политической. Во-первых, придется принудительно, непедагогическими методами делить выпускников школ на два уровня подготовленности еще до начала проведения ЕГЭ.

Во-вторых, первый уровень ЕГЭ, даже при успешной сдаче, будет автоматически означать лишение права поступать в вузы. Вот фрагмент из выступления Фурсенко: «С введением ЕГЭ в 2009 году в полном объеме мы поставим вопрос на законодательном уровне о том, чтобы тех, кто сдает ЕГЭ ниже определенного уровня, нельзя будет принимать в высшие учебные заведения ни на бюджетные, ни на внебюджетные места».

Есть ли сейчас у Минобрнауки педагогически приемлемый метод справедливого разделения выпускников школ по уровням ЕГЭ до начала самого этого экзамена? Очевидно, нет. Но если такого метода нет, то идея двух уровней ЕГЭ может привести к новым осложнениям в сфере образования.

Корень возникновения всех проблем с ЕГЭ – его конструктивная некачественность. Два предлагаемых теперь уровня означают как минимум удвоение числа проблем. Между тем нет ни одного технического отчета, который свидетельствовал бы о качестве ЕГЭ, в то время как косвенных признаков его непригодности для достижения поставленных целей сколько угодно. В вопросах разработки ЕГЭ Минобрнауки ведет себя так же закрыто, как Министерство обороны при разработке секретного оружия.

Что делать?

Прежде всего вместо введения двух уровней ЕГЭ лучше приступить к проведению технологичной итоговой аттестации выпускников школ и к созданию такой же системы приема в вузы. Уже одно это решение позволит пресечь на корню назревающий кризис с ошибочными оценками ЕГЭ. Итоговую аттестацию выпускников школ вряд ли надо делать государственной и тотальной. Потому что такая государственная аттестация порождает множество проблем.

В образовании и науке творческая свобода дает лучшие результаты, чем тотальный контроль и недоверие государства к педагогическим коллективам. Есть более приемлемые, общественные формы проверки и сравнения качества образования. Для проведения качественной итоговой аттестации можно за короткое время создать технологичные методы, исключающие известные сейчас ухищрения, возникающие в ЕГЭ.

Вместо второго уровня ЕГЭ нужно создавать системы профессионального отбора абитуриентов, похожие на те, которые имеются на Западе. Они добровольные, качественные, эффективные и юридически защитимые в судебных процессах, которые иногда там возникают. Поскольку ошибки измерения в таких системах незначительны, а данные одинаково доступны для всех сторон спора. Наш отечественный ЕГЭ дает ровно противоположные результаты.

Хотя время и деньги, потраченные на разработку ЕГЭ, потеряны, что-то можно поправить в вопросах аттестации и приема в вузы. Если станут понятными некачественность и бесперспективность ЕГЭ – ни в старом одноуровневом, ни в предлагаемом теперь двухуровневом формате.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
789
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1041
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
836
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
681

Другие новости