0
2856
Газета Наука Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

"Второй вариант" для "Союза"

Тэги: союзтма, посадка, мкс, космос


союз-тма, посадка, мкс, космос

19 апреля в 12.50 (мск) космический корабль «Союз ТМА-11» с международным экипажем в составе командира Юрия Маленченко (Россия), борт-инженера Пегги Уитсон (НАСА, США) и участницы полета Йи Сойон (Республика Корея) совершил в целом успешную посадку на территории республики Казахстан недалеко от города Орск.

Расстыковка с МКС, полет и включение тормозных двигателей прошли в штатном режиме. В это время в российском ЦУПе в г. Королев царила вполне деловая, рабочая обстановка. Корейская делегация почти в полном составе отбыла на Байконур, как и, видимо, большинство представителей НАСА встречать своих земляков на месте посадки. Ближе ко времени приземления прибыли родственники Юрия Маленченко. Спускаемый аппарат по плану отделился от бытового и приборного отсеков, что было показано на компьютерной симуляции. После отделения капсула вошла в плотные слои атмосферы и начала снижаться. С этого момента сведения, поступающие в ЦУП и озвучиваемые для гостей и прессы, стали редки и несколько противоречивы. Сначала поступило сообщение о том, что «Союз» перелетает предполагаемую точку посадки на 10 км. и отклонятся от курса вправо на 40 км. Далее последовала длительная пауза – 30-40 мин, а за ней диктор ЦУПа сообщил, что корабль проскочил и десятикилометровую отметку. Теперь ошибка составляла уже 60 км. И снова тишина. Наконец, в 12.50 (мск) стало известно, что капсула приземлилась в 478 км от намеченной точки посадки! Отклонение на такое расстояние очень существенно, что само по себе наталкивало на мысли о сложной ситуации на борту корабля при спуске.

Все время ожидания обстановка в ЦУПе медленно переходила из стадии «рабочее спокойствие» в стадию «озабоченная напряженность». Оно и понятно: вместо окрестностей города Аракалык, «Союз» сел недалеко от Орска. Потребовалось время, пока самолет-разведчик прошел по пеленгу, и пока подтянулись основные поисково-спасательные силы. В 13.07 поступило сообщение об обнаружении спускаемого аппарата, а уже через 10 минут весь экипаж был эвакуирован.

После этого прошло еще немного времени, пока выяснилась единственная на тот момент подробность. Сначала в виде тихого шепота среди репортеров, а позже и сам руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов сказал, что посадка прошла по баллистической траектории. Кто-то из специалистов, присутствовавших в ЦУПе шепнул, что еще одна такая посадка, и можно заработать инсульт.

Согласно официальному заявлению, состояние экипажа удовлетворительное. На месте посадки работали три медика, включая американского врача. После первичного обследования, космонавтов должны были доставить в аэропорт города Кустанай, а потом в Москву. Также было подтверждено, что спуск проходил по баллистической траектории. Руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота: «У нас есть три штатных варианта посадки. Мы следовали по второму варианту, по баллистическому спуску». Далее возник вполне очевидный вопрос, почему о «спуске по второму варианту» стало известно так поздно, и почему данные о месте посадки так «плавали» - от 60 км до 478. На вопрос ответил Анатолий Перминов: «Самолет, который засек место посадки и шел по азимуту корабля, поздно сообщил об этом сюда (в ЦУП – НГ) в рабочую группу. Поэтому мы не могли дать команду остальным средствам направиться в этот район. Экипаж при посадке не сообщил о том, что они вышли по баллистической траектории». После короткого сообщения представителя НАСА, пресс-конференцию оперативно закончили. Корейские коллеги не пожелали выступать.

Что касается «второго варианта посадки», то подобное развитие событий связано с большими перегрузками, которые испытывает экипаж при баллистическом спуске. Согласно общепринятому определению, баллистический спуск - спуск в атмосфере космического летательного аппарата, обладающего нулевым аэродинамическим качеством (отношение подъёмной силы к силе лобового сопротивления летательного аппарата). Траектория БС для заданных характеристик космического летательного аппарата и известных с определенной точностью параметров атмосферы рассчитывается заранее; исходя из этой траектории, выбирают место и угол входа космического летательного аппарата в атмосферу, обеспечивающие его посадку в заданный район поверхности планеты.

Подобная посадка – вторая подряд и третья для серии кораблей «Союз–ТМА». Первый случай с этими кораблями произошел в 2003 году на «Союзе ТМА-1» Николая Бударина. Тогда это произошло из-за сбоя в блоке системы управления, экипаж испытал восьмикратные перегрузки (3-4g – при нормальной посадке) и «промахнулся» на 460 км. Официальные лица отмечают, что баллистический спуск – штатный режим посадки. Кстати, первые космические корабли «Восток» и «Меркурий» умели садиться только так, поэтому требования к космонавтам при подготовке к полету ставились на выдерживание перегрузок в 12g.

Вероятно, некоторые подробности нынешней посадки будут известны в понедельник, когда экипаж «Союза ТМА-11» выступит перед журналистами в Центре подготовки космонавтов.

Центр управления полетами (г. Королев)

Продолжение темы:

"Союз" посадила автоматика (НГ 21.04.2008): Экипаж не виноват в баллистической посадке


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1321
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
664
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3538
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2767

Другие новости