0
1077
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.09.2007 00:00:00

Я не буду делать карьеру, дефилируя с девушками по Нью-Йорку

Об авторе: Беседовал Григорий Заславский


≈ Как вам нравится, чтобы вас представляли: заслуженный артист республики, член Президентского совета, выдающийся пианист, секс-символ российской музыки?

≈ Я прошу, чтобы на афишах писали просто ≈ Денис Мацуев. В России это действительно важно ≈ звания, регалии. Но мне кажется, публика все-таки идет не на звания.

≈ А вдруг вы станете дирижером?

≈ В каждом интервью ≈ один из первых вопросов: когда вы начнете дирижировать? Я читаю симфонические партитуры с двенадцати лет ≈ меня приучал папа. Но я еще не наигрался. И, кроме того, считаю, что многие наши беды случаются оттого, что мы лезем не в свое дело.

≈ И пианист, и дирижер ≈ в определенном смысле интерпретаторы, то есть философы музыки.

≈ Конечно, но для раскрытия того или иного образа в одном случае у тебя есть инструмент. В другом ≈ 100≈120 человек, которых нужно подчинить, и это не так легко, как кажется. Выходить просто с высококлассным оркестром, который, как бы ты ни дирижировал, сыграет хорошо, я не хочу. Начинать надо с какого-то студенческого коллектива, чтобы слепить нечто свое. Не бывает плохих оркестров. Бывают плохие дирижеры. Лорен Мазель ≈ один из последних великих, с кем мне посчастливилось играть, мне сказал, что в этом сезоне он дирижировал пятнадцатью оркестрами. Около полутора тысяч человек! Пока я не готов подчинить сто и более человек. Хотя и понимаю, что рояль мне становится мал.

≈ А чего не хватает?

≈ Оркестрового звучания. Когда я играю вальс Равеля, «Петрушку» Стравинского, «Картинки с выставки» Мусоргского, я как раз пытаюсь передать на фортепьяно звучание оркестра.

≈ Как вообще строится ваш день?

≈ В конце мая я записал пластинку произведений Рахманинова, в том числе две студенческие работы 1891 года, которые обнаружили совсем недавно. Первая ≈ сюита. Рахманинов послал ноты Чайковскому, но ноты затерялись и не добрались до Петра Ильича. Второе произведение ≈ своеобразная, виртуозная фуга, тоже учебная работа, которую задал Рахманинову Аренский, педагог по полифонии. Я горд тем, что внук Рахманинова Александр Борисович доверил мне право первого исполнения. Удивительным было и то, что нашей студией стал дом Рахманинова под Люцерном в его имении Сенар на фантастическом озере, чем-то напоминающем Байкал. Мне выпала честь играть на рояле Рахманинова 1928 года, который фирма «Стенвей» сделала специально для композитора. Затем было турне с Юрием Темиркановым. Мы играли в Акрополе ≈ открытом театре, которому нет равных в мире, театре с удивительной акустикой: восемь тысяч человек и ни одного микрофона! Затем концерт в Ла Скала с оркестром под руководством Лорена Мазеля и концерт с оркестром Мариинского театра с маэстро Валерием Гергиевым в новом великолепном зале. В России практически нет современных залов ≈ везде чудовищная акустика. В новом зале Мариинского театра акустика феноменальная, и это большая победа Гергиева. Потом я играл в Концерт Гебау с оркестром Тулузы. И сейчас четыре дня я думал, что будут свободен, а оказалось, вовсе нет.

≈ В одном из последних интервью Михаил Плетнев признался, что четыре месяца не подходит к инструменту. Можно ли после такого перерыва вернуться к исполнительству?

≈ Владимир Горовиц брал паузу один раз на семь лет, другой ≈ на двенадцать лет. Представляете! Он записывался, но публичные концерты не давал.

≈ Я говорю о перерыве и в репетициях.

≈ Михаил Васильевич мне сказал, что вообще не подходит к инструменту.

≈ Вы можете в это поверить?

≈ Я ему верю, и когда он играет и когда дирижирует.

≈ Человек, который убедителен в искусстве, честен и в жизни?

≈ Знаете, по тому, как человек играет, я могу сказать, хороший человек или нет. Видно, когда музыкант обманывает в игре. Но обман обычно заканчивается плачевно. Тем более с русской публикой, которая тебе потом отомстит.

≈ Раньше я никогда не обращал внимания, что вы такого высокого роста. Нужен ли рост пианисту?

≈ Физические данные не помогают и не мешают. Кстати, у меня сравнительно небольшая рука. Но и это не влияет. Думаю, в нашем деле большую роль играют выносливость и терпение.

≈ А бывает ли, что усталость приходит посреди произведения?

≈ Я не люблю планировать, но знаю свое расписание на три года вперед. Когда гастролируешь по 130 концертов в год, перелетая с континента на континент, со сменой часовых поясов, бывает, что на сцену приходится выходить в ужасном состоянии. Не то что не хочется играть, а ты просто хочешь скорее убежать оттуда. Но сидит оркестр, перед тобой три тысячи человек зрителей. И ты уже не зависишь от своего состояния. Каждый раз я не знаю, чем закончится концерт. И знаете, в этом есть элемент драйва и экстрима. Я часто недоволен своими выступлениями. Однако в сезоне найдутся два-три выступления, за которые мне не стыдно.

≈ В этой гонке, когда все расписано на три года вперед, остается ли у вас время на что-то новое?

≈ Из последних моих открытий могу назвать Пятый концерт Родиона Щедрина. Романтическая, эмоциональная, потрясающая музыка. Я включил концерт в свой репертуар, мы записали его в Мюнхене с Баварским радио с Мариусом Янсонсом, и буду исполнять его же на 75-летии композитора в Москве в декабре. Еще одно потрясение ≈ новый концерт Кшиштофа Пендерецкого! Наконец-то он ушел от увлечения авангардом, додекафониями и вернулся в свой романтический стиль, к своим завораживающим мелодиям. И третье потрясение ≈ концерт Рахманинова. Музыка 19-летнего Рахманинова ≈ что-то потрясающее. Невозможно себе представить, что это мог написать человек на выпуске из Московской консерватории. Я его выучил и играл везде. Ходил по улице с нотной папкой, как с любимой девушкой, не хотел с ним расставаться.

≈ Говоря о композиторах, вы уже два раза употребили слово «романтик». Как вы думаете, пианист должен любить романтические произведения?

≈ Пианист не может состояться, если он не переиграл романтическую музыку. Безусловно, у музыкантов есть разные предпочтения: кто-то любит старинную, кто-то современную. Но романтическая музыка, пожалуй, самая загадочная и самая сложная. Ее нужно разгадать, пока ты сравнительно молод и в силах ее сыграть. Конечно, были Рубинштейн и Владимир Горовиц, которые могли щедро тратиться на сцене с романтической музыкой и в 90 лет. Рахманинов обратил внимание на Владимира Горовица, едва только тот появился на европейской сцене. В одном из писем Рахманинова можно найти: «Запомните это имя ≈ Владимир Горовиц, у него потрясающие октавы» и поставил шесть восклицательных знаков. Действительно, такой техники, как у Горовица, не было ни у кого. «Но все-таки хочется больше глубины, ≈ добавляет Рахманинов. ≈ Он женился недавно на дочке Тосканини Ванде. Надеюсь, что станет играть глубже, хотя этого пока не чувствуется». Со временем Горовиц стал исполнителем романтической музыки, не знавшим равных.

≈ В истории, которую вы рассказали, меня заинтересовал Рахманинов, проявляющий такое внимание к молодому музыканту. Чье внимание, мнение, участие важно для вас?

≈ Для меня очень важно общение с Михаилом Васильевичем Плетневым. В последнее время мы много концертировали вместе. 12 декабря мы будем играть на юбилее тайского короля в Бангкоке.

≈ Это уже немного отдает шоу-бизнесом...

≈ Нет. Мы с королем знакомы лично, даже однажды играли в четыре руки. Он закончил два университета, сочиняет музыку, очень неплохо играет джаз. С Плетневым их связывают дружеские отношения. Плетнев дирижировал Тайским оркестром. Конечно, в декабрьском выступлении будет элемент шоу, но будет и нечто большее.

≈ Вместо того чтобы обзавестись продюсером, вы взвалили на себя Иркутский фестиваль, фестиваль «Крещендо» и так далее...

≈ Я не очень люблю слова «продюсер» и «агент». Юроки, к сожалению, в мире перевелись. Конечно, мне доводилось общаться с высококлассными менеджерами. Безусловно, у меня есть свои

команды и в Иркутске, и в Москве, но в нашем жутком мире, если я не буду держать в голове все, как Гергиев, как Караян (я себя с ними ни в коей мере не сравниваю), ничего не получится.

≈ Фестиваль «Крещендо» в следующем году будет в Париже, через год в Нью-Йорке. Он уходит из России?

≈ Будет параллельно и в России. В Екатеринбурге в сентябре, с 19-го по 26-е, в Париже ≈ в декабре в театре Шанз Элизе. В будущем году, может быть, будут сведены воедино два фестиваля ≈ «Звезды Байкалья» и «Крещендо». Мы договорились, что часть российской программы будет ежегодной.

≈ Как член Президентского совета по культуре вы имеете возможность беседовать, встречаться с президентом Владимиром Путиным. Не считаете ли вы нужным обратить внимание президента на судьбы молодых музыкантов? Ведь не секрет, что молодым музыкантам даже трудовую книжку некуда положить.

≈ Это большая проблема, о которой я говорил 31 мая на заседании совета. 95 процентов выпускников вузов оказываются на улице. Ни одному директору филармонии невыгодно приглашать неизвестного музыканта. Я выступил с предложением организовать некую структуру, которая бы занялась трудоустройством молодых исполнителей. Нам необходима организация, которая помогала бы молодым исполнителям, отправляла бы их на международные конкурсы. Конкурсы ≈ единственный шанс пробиться, а чтобы на них поехать, надо иметь минимум 2000 евро.

≈ Что надо сделать пианисту, чтобы стать знаменитым в России?

≈ На российскую сцену не так-то легко попасть. Мне кажется, в каком-то смысле даже сложнее, чем на международную. Нашу публику невозможно завоевать с одного раза. Одно успешное выступление не гарантирует аншлаг на следующем. Это парадокс. Почему у меня есть имя здесь? Потому что я не уехал. Каждый год выступал на Конкурсе Чайковского, стал солистом филармонии в 19 лет. Ездил по стране. Играл за две копейки. Всю публику, которая сегодня приходит на мои концерты, я завоевал, не побоюсь этого слова, кровью. Нашу публику только так и можно завоевать. Никакая раскрутка, деньги и спонсоры не помогут. Необходимы туры по стране. Для молодых они должны быть стопроцентно дотационными. Вот сейчас был Конкурс Чайковского. Победители должны проехать по стране с концертами. Пусть за маленькие деньги. Надо помнить, что одним туром также ничего не решить. Минимум пять-шесть лет работы. В том числе работы продюсеров.

Сейчас публика стала платежеспособной. В России наконец-то можно гастролировать и даже зарабатывать неплохие деньги. Конечно, не такие, как в Европе и в Америке. Как-то я иду на свой концерт в Большой зал консерватории. Ко мне подходит спекулянт: «Лишний билет не нужен?» Я спрашиваю: «А сколько стоит?» ≈ «15000» ≈ «Кто играет?» ≈ «Мацуев». ≈ «Не пойду, что я больной, что ли?» ≈ «Иди, отличный парень». 500 долларов билет! Такое за границей невозможно. Самый дорогой билет в Карнеги-холле стоит 150 долларов. Я держу абонемент в филармонии, удерживающей интеллигентную публику, которая не может платить большие деньги. В то же время на меня ходит богатая публика. Ничего в этом плохого нет. Просто на нашем рынке классической музыки ситуация крайне непонятная.

≈ Вы первый исполнитель классической музыки, который сумел организовать моду на себя. Понимаете ли вы, какой следующий шаг нужно сделать, чтобы остаться на волне моды?

≈ Законы шоу-бизнеса пришли в классическую музыку лет двадцать–тридцать назад вместе со знаменитыми тремя тенорами, которые пели на стадионах. Они пели замечательно, но зарабатывали на этом деньги, якобы пропагандируя классическую музыку. В классическую музыку пришли слова «промоушн» и «пиар». Безусловно, это вторжение разрушило множество законов взаимодействия, и люди просто не понимали, как нужно себя вести. Хотя промоушн существовал всегда. Как Владимир Горовиц организовал первые концерты в Европе, когда в 20-е годы он уехал из России? Он вывез из России брильянты в башмаках. Он скупил залы в Вене, в Риме, в Лондоне. На первом концерте было ползала, если не меньше. Но когда он сыграл, случился триумф. Уже на следующий день концерты шли с аншлагами. Горовиц своеобразно сам вложил деньги. А его приезд в Москву не шоу-бизнес? Такой пиар! В прямом эфире CNN, BBC!.. Впрочем, если человек играет гениально, ему можно простить все! У меня есть фестиваль молодых исполнителей «Крещендо». Кто знал эту молодежь до фестиваля? Маленький круг музыкантов. Сейчас у них свои абонементы и в Доме музыки, и в филармонии. Конечно, они сами великолепные музыканты, играли везде, по всему миру. И там их знали больше, чем здесь. Слава богу, они сейчас заняли свои ниши здесь.

≈ А что касается шоу-бизнеса. Вот вы играете джаз...

≈ Сейчас очень мало музыкантов, которые смогут собрать полные залы на Вариации Голдберга–Баха или Хаммер-клавир Бетховена. Это огромная проблема. Продюсерам нужен только концерт Чайковского. Организаторам фестивалей нужна только самая популярная программа. Если тебе хочется заниматься просветительством, то нужно в популярную программу вставлять те произведения, которые не хотят покупать продюсеры и директора залов. А пиаровские ходы каждый делает в меру своей испорченности.

≈ Какова мера вашей испорченности?

≈ Я играю джаз не потому, что хочу пропиариться, а потому, что я это люблю, хоть и не могу назвать себя джазовым музыкантом. Джаз ≈ состояние, благодаря которому можно импровизировать, даже в классической музыке. А если тебя поддерживает в твоей импровизации дирижер... В последнем месяце у меня такое случалось трижды с Темиркановым, с Мазелем, с Гергиевым. Например, мы позволили себе какие-то интерпретации, которые не были запланированы в Третьем концерте Рахманинова.

≈ Вы отошли от Рахманинова?

≈ Я не менял нот, я немножко изменил интерпретацию ≈ темп, динамику. Оркестр мгновенно среагировал. И это были такие моменты, что просто мурашки по коже пробегали. И ради таких мгновений я выхожу на сцену.

≈ Но про пиар ведь нельзя забывать?

≈ Безусловно, нельзя. Сейчас такое время. Мне много раз предлагали рекламировать часы, какую-то японскую технику, но я отказался. Знаете, меня в России клеймят за то, что я позволял себе сотрудничать со многими глянцевыми журналами, появлялся в передачах с Ксенией Собчак, с Оксаной Пушкиной, чего классический пианист не должен был бы делать. Но телепередача «История в деталях» ≈ лучшее, что было сделано обо мне в России на телевидении. Сейчас уже три месяца за мной ездит камера, делают фильм. Последними кадрами фильма станут эпизоды сольного концерта в Карнеги-холле и фестиваля «Крещендо» в Париже.

≈ Бывало ли, что вы говорили оператору: «Нет, спасибо, дальше я пойду без вас, без камеры»?

≈ Бывало. Но я все-таки ничего не скрываю от публики. Некоторые мне пеняют, что я веду слишком открытый образ жизни. Говорят: оставь некую интригу. А мне нечего скрывать.

≈ А частная жизнь?

≈ Частная жизнь есть, но зачем мне о ней рассказывать. Я не буду делать карьеру, дефилируя с девушками по Нью-Йорку.

≈ Помните Спивакова, который сфотографировался со скрипкой по пояс раздетый?

≈ У него потрясающий торс! В таком возрасте сохранить такую фигуру! Мой дорогой Владимир Теодорович. Мы с ним очень дружим. Он настоящий, феноменальный мужик. Может и врезать, если надо, он боксом раньше занимался. Я не буду фотографироваться по пояс, я сейчас вышел из формы, а на футбольном поле ≈ пожалуйста.

≈ Есть ли футбольная команда, с которой вы бы хотели сыграть?

≈ «Спартак». Когда приехала команда «Новые имена», папа стал меня уговаривать пойти на прослушивание. Я отказывался: у меня как раз был ответственный футбольный матч ≈ двор на двор. В конце концов, я успел и в футбол сыграть, и попасть на прослушивание. Ко мне подошла Иветта Николаевна Воронова, бессменный президент фонда «Новые имена», и позвала в Москву в ЦМШ. Так, собственно, все и началось. Потом был вопрос, уезжать ли из Иркутска. Я не хотел ни за какие коврижки. Был страшный скандал. Я согласился уехать после фразы: «Ты не понимаешь? Ты там сможешь вживую смотреть матчи твоего любимого «Спартака»!» Я купился и поехал. В то время музыка для меня существовала на третьем, четвертом месте.

≈ А сегодня на первом?

≈ Да. Футбол на втором.

Владимир Спиваков,

скрипач и дирижер

Часто некоторые люди говорят, что он играет слишком быстро, слишком громко, что он играет джаз и что он не умеет играть Моцарта, Гайдна, что он нехорошо играет в камерных ансамблях. Это все ≈ «тихая радость» евнухов, которые сами сделать ничего подобного не в состоянии. Мне посчастливилось играть с Денисом и крупные формы, и с симфоническим оркестром, и с камерным, и даже в камерных ансамблях, и даже однажды выступать с ним в джазовой импровизации. Да, это всегда Мацуев, но это всегда здорово и интересно.

Его артистическое дарование ≈ с положительным «резусом», светлой энергией. Будем радоваться тому, что сегодня есть такой могучий талант!

Георгий Гаранян,

джазовый музыкант

Денис ≈ уникальное явление в музыке. Считается, что «классики» не могут играть джаз: так устроена система их воспитания, не предусматривающая джаза. Но Денис всегда любил джаз, играл его и в школе, и в консерватории. Когда уже он стал концертантом, то я с удовольствием слушал, как в «Голубой рапсодии» Гершвина он может играть свои импровизации. Денис прекрасно образован музыкально, что сильно чувствуется в его исполнении джазовых импровизаций. Джаз для него ≈ забава, игра. И я его понимаю. Он получает огромное удовольствие, когда играет джаз.

Тигран Алиханов,

ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского

Я могу сказать о Денисе все только хорошее. Когда он был студентом, то демонстрировал абсолютно профессиональное отношение к делу. Он всегда готовился к конкурсам, и это никак не отражалось на его учебе. За десять дней до Конкурса Чайковского, когда обычно музыканты никого к себе не подпускают и целыми днями готовятся, Денис пришел сдавать мне камерный ансамбль – предмет, который я преподаю. И надо сказать, что он не делал проблемы из того, что у него экзамен, а через десять дней конкурс. Более того, сдавать экзамен по одному или другому предмету ≈ для него не имело никакой разницы. Он подходил ко всему как профессионал. Когда Денис сдавал госэкзамен и был уже увенчан званием победителя Конкурса Чайковского, он держался достойно и не задирал нос. Я считаю, это тоже показатель высочайшего профессионализма.

Екатерина Шипулина,

ведущая солистка балета Большого театра

Я поражаюсь и заражаюсь его трудоспособностью, меня поражает сумасшедшая его выносливость: он дает невероятное количество концертов по всему миру и, несмотря на то что на концерте он выкладывается не на сто – на двести процентов, он успевает еще встретиться с друзьями, дать тысячу интервью, принять участие в каких-то съемках. В итоге с ним в Москве встретиться сложнее, чем в Америке или Европе. И в отличие от многих звезд он не страдает звездной болезнью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миграцию опять обсудили на юридическом форуме

Миграцию опять обсудили на юридическом форуме

Иван Родин

Бастрыкин теперь задает вопросы не парламенту, а чиновникам и бизнесменам

0
468
Коммунисты разбудят своих заднескамеечников

Коммунисты разбудят своих заднескамеечников

Иван Родин

Депутаты КПРФ пока опередили по медиаактивности только фракцию "Единой России"

0
398
На выборы Госдумы может пойти одна именная партия

На выборы Госдумы может пойти одна именная партия

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЛДПР Жириновского получит больший процент голосов, чем ЛДПР Слуцкого

0
515
Группа стран ЕС добиться отстранения израильских спортсменов от международных соревнований

Группа стран ЕС добиться отстранения израильских спортсменов от международных соревнований

  

0
209

Другие новости