В начале 80-х он ввел в обращение термин «бумажная архитектура», определив тем самым участь всех проектов, которые слишком талантливы для того, чтобы из чертежа на бумаге превратиться в здание из стекла, бетона и чего-нибудь столь же весомого. Его считают одним из самых знаковых российских архитекторов, между тем все его проекты, увенчанные лаврами престижнейших международных выставок, существуют только на листах ватмана. В свободное от занятий бумажной архитектурой время Юрий Аввакумов возводит карточные домики, которые почему-то не падают.
Для меня игра ≈ это игра в игрушки, вроде детского конструктора или кукольного дома ≈ без ставок и азарта. Такое почти созерцательное занятие.
Вот строят люди забавы ради карточные домики, башенки из домино┘ Хрупкие, эфемерные конструкции. Карты похожи на строительные панели, костяшки домино ≈ на каменные блоки, городошные чурки ≈ на бревна. Мне хотелось опровергнуть известный принцип домино: сделать так, чтобы карточный домик не упал от неосторожного движения, доминошная консоль не развалилась и «бревна» городка не разлетелись бы во все стороны от броска тяжелой биты. А то все время строим-сносим, строим-сносим... То, что я делаю, это некие пространственные оксюмороны ≈ «временные монументы» или «монументальные времянки». Мне всегда была интересна не столько сама игра, сколько ее атрибутика, мифология. Мы сейчас наблюдаем только начало разнообразных изменений, куда они приведут ≈ никто не знает. Вот еще недавно все снимали на пленку. Можно выйти на блошиный рынок где-нибудь в Венеции и купить чужой альбом с фотографиями конца позапрошлого века. И этот альбом сам по себе ≈ «кирпичик» истории. А сейчас все перешли на цифру. Теперь представьте себе, что через сто лет мы выходим на тот же рынок┘ Что мы там обнаружим? CD-ромы? Что вообще останется в памяти о начале ХХI века, когда CD расплавятся, а винчестеры сгорят? Интернет, но за него надо постоянно платить, как за место на кладбище. Или, к примеру, видео, позволяющее любое событие пережить дважды ≈ первый раз в реальности, второй ≈ на экране. Таким образом, на ритуал ≈ свадьбу или, что там еще снимают, посещение той же Венеции ≈ люди тратят вдвое больше времени, чем длилось само событие. Вот и получается, что все достижения медицины, удлиняющие жизнь, уходят на вторичное самолюбование.
Не я сказал, что вся жизнь ≈ игра. Человек просыпается и┘ начинает играть, засыпает ≈ тоже играет. Он и во сне играет, только заглянуть в чужие сны пока еще невозможно. В общем, любое его действие может быть переведено в игровую плоскость. И если представить человеческую жизнь как набор каких-то комнат, то игра это не чулан и не веранда, не подвал и не чердак ≈ это перемещение из одного пространства в другое. И чем больше пространств в этом доме, чем лучше они освоены ≈ тем интереснее жизнь.