17.03.2005
Она – народная артистка СССР, выдающаяся актриса, настоящая, можно даже сказать эталонная – для Вахтанговской сцены, – по характеру своему, по складу натуры и, если угодно, по линии жизни – вообще на актрису не похожа. Невероятно закрытая, не допускающая в свой мир никого, одно слово – монашенка. И – безгранично свободная на сцене, готовая к каким угодно кульбитам и кувыркам, озорству и даже откровенному хулиганству (правда, в строгом соответствии с режиссерским замыслом).
10.03.2005
«Голая пионерка» – спектакль о войне, но нигде – ни на афише, ни в программке – вы не найдете слов посвящения его грядущему юбилею Победы. Может быть, потому, что война в нем – не такая, «как надо». В ней нет, например, неприятеля. Трагедия войны вся происходит среди своих, в рядах Советской армии, все – и победы, и поражения, и окружение, и насилие, и топот, и копоть, и жизнь, и смерть, и даже фашизм – как крайняя степень насилия, – все, от начала и до конца, дается в изложении и в исполнении советских солдат.
03.03.2005
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Марка Шагала. Называется – «Здравствуй, Родина!», сами организаторы называют экспозицию огромной, крупнейшей, хотя на выставке – меньше 200 картин, правда, из них 27 представил парижский Центр Помпиду, другие – из Музея Марка Шагала в Ницце, из тех картин, которые Шагал завещал Ницце и будто бы даже просил никогда и никуда их оттуда не вывозить. Здорово, что привезли. Жаль, правда, что при подготовке крупнейшей экспозиции не удалось собрать под одной крышей более или менее «полного» Шагала из российских собраний, – из ГМИИ, из петербургских музеев, да даже и Третьяковка, кажется, выставила далеко не все.