0
3645
Газета Люди и положения Интернет-версия

22.03.2013 00:30:00

Человек с зеленым лицом


Музей предложил новый взгляд на хорошо из- вестного Шагала. Фото автора

Кураторы цюрихского Kunsthaus, одного из лучших собраний произведений искусства Швейцарии, – настоящие мастера по сбору выставок-блокбастеров. Тех, на которые арт-лаверс съезжаются со всей страны и со всего мира и на которые в любой день недели стоят очереди. Достаточно вспомнить недавние моновыставки Джакометти, Гогена или Майоля, а также регулярный показ сокровищ из крупнейших частных коллекций Европы и США. Выставка «Марк Шагал. Мастер модерна» – как раз из таких. 
С именем русского художника (впрочем, французы откровенно считают его своим) в Цюрихе связано многое. Живя во Франции, Шагал часто здесь бывал, многих знал и дружил с очаровательной хозяйкой богемного кафе Kronenhalle, месте встреч артистов, художников и музыкантов. С тех пор залы в кафе наряду с произведениями Пикассо, Кандинского и Матисса украшают и его небольшие узнаваемые работы и акварели. Его первая крупная ретроспектива проходила здесь же, в Kunsthaus, еще в 1968 году. Городские власти так впечатлились модернистской романтикой шагаловских полотен, что кроме того, что купили многие его работы в собрание музея (сегодня в Цюрихе одна из лучших в мире коллекций его живописи и графики), после окончания выставки отправили к Шагалу, жившему тогда на Лазурном Берегу, целую делегацию. Городские «послы» прибыли к художнику с предложением сделать витражи для местной готической церкви Фраумюнстер, древней, но абсолютно лишенной всяческих внутренних красот протестантами. Мастер сделал пять огромных 10-метровых витражных окон, в рисунках которых уместил всю библейскую историю и даже собственный автопортрет: на центральном окне у ног распятого Христа две фигуры на осле, в одной из которых можно узнать самого Шагала.
   
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы для фойе Московского Еврейскогокамерного театра. Фото автора
Спустя восемь лет, в 1978 году, художник сделал для церкви еще один витраж – окно-розу с картиной сотворения мира. Сегодня Фраумюнстер, как музей и кафе, – место паломничества туристов.    
Нынешнюю выставку посвятили одному из самых трагических и плодотворных периодов Шагала, с 1911 по 1922 год, – времени формирования его художественного стиля и карьеры. Времени его первого пребывания в Париже до Первой мировой войны; первой выставки в берлинской галерее Der Sturm; возвращения в Россию, охваченную революционной лихорадкой, и окончательной эмиграции. Наконец, периоду большой любви и развития своего искусства, артикулирующего к еврейской и русской культурам, вступающим в его работах в диалог с модернизмом – от фовизма к кубизму и орфизму, от экспрессионизма к супрематизму.
На выставку в Kunsthaus собрали более сотни известных картин, рисунков и коллажей со всего света. Здесь и его ранние работы: мечтательная «Поэт с птицей» из Института искусств Миннеаполиса, макабрическая «России, ослам и другим» из парижского Центра Помпиду и полотно «Я и деревня» из нью-йоркского MoMA, написанное в 1911 году почти сразу по приезде в Париж, куда он отправился учиться по стипендии. С домиками и церковными куполами родного Витебска, часто встречающимся зеленым лицом в полхолста (символ тоски по родине и, возможно, намек на увлечение парижской богемы абсентом) и мирно пасущимися коровами – провинциальный рай и новаторское изображение хасидской идеи о связи природы и человека. И первое обращение к входящему в моду кубизму в «Поэте или полчетвертого», и контрастные эксперименты в духе орфизма («Париж, увиденный через окно»), выполненные под влиянием Робера Делоне, с которым Шагал очень сблизился в те годы. И знаменитая «Прогулка» из  петербургского Русского музея с парящей над землей фигурой его возлюбленной Беллы.
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы мастера, выполненные для фойе Московского Еврейского камерного театра, прибывшие из Третьяковской галереи. Шагал проработал там два года вплоть до эмиграции и не только расписал вестибюль аллегорическими фигурами и музами, но и создавал эксизы для костюмов и декораций. Московские росписи того времени не сохранились, а для дошедших до нас монументальных эскизов в музее построили отдельный зал. Выставка пробудет в Цюрихе до середины мая, а после продолжит свое путешествие в отделении Tate в Ливерпуле.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3140
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1773
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости