0
1023
Газета СНГ Интернет-версия

06.10.1999 00:00:00

Интегрируется ли Центральная Азия?

Тэги: интеграция, Центральная Азия


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ дезинтеграция на постсоветском пространстве, особенно усилившаяся после финансового кризиса 17 августа прошлого года в России, вновь заставляет глав государств СНГ задуматься над вопросом об объединении усилий для преодоления общих проблем. Пока президент Белоруссии Александр Лукашенко безуспешно объединяет свою страну с Россией, а казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев выступает с новыми интеграционными идеями, межгосударственные организации, созданные бывшими советскими республиками, - СНГ, Таможенный союз (ТС) и Центральноазиатский союз (ЦАС) продолжают демонстрировать свою недееспособность. Эти межгосударственные объединения с каждым днем все меньше влияют на ход процессов, происходящих в странах Содружества. Однако вымирание одной организации вынуждает к созданию другой - более способной решать как экономические, так и военно-политические, культурные, духовные вопросы и проблему безопасности стран СНГ.

Главный интегратор СНГ - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что "Содружество Независимых Государств как институт сотрудничества теряет свои функции". На территории СНГ, по его словам, идет не интеграция, а дезинтеграция. "Государства, желающие сблизиться, сначала начинают сближать экономику", - отметил казахстанский президент, выступая перед журналистами после завершения последнего заседания глав правительств стран ТС в Астане. По его данным, начиная с 1991 г. товарооборот между странами СНГ сократился почти на 70%. Торговый оборот закавказских республик со странами СНГ за первое полугодие 1999 г. сократился на 40%, в том числе с Казахстаном - на 20%. Но Содружество не в состоянии влиять на ход интеграционных процессов, так как из трех тысяч документов, подписанных в рамках СНГ, по словам Назарбаева, выполняется только от 5 до 10%. Руководители правительств стран ТС на встрече 24 сентября в Астане "решительно сказали друг другу, что до тех пор, пока внешние границы Таможенного союза не будут закрыты и на территории государств ТС не будут работать единые таможенные правила, невозможно говорить об оживлении экономических отношений", - отметил г-н Назарбаев.

Однако казахстанский президент выступает за интеграцию не только в рамках ТС, но и во всей Центральной Азии. Выступая 29 сентября на международной встрече деятелей культуры и науки Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, Назарбаев высказался за создание "единого геополитического и геоэкономического пространства в Центральной Азии". "Наша стратегическая, экономическая цель, - подчеркнул Назарбаев, - это формирование единого экономического пространства, единой торгово-таможенной зоны, единого валютного союза и единой экономической стратегии". Как пояснил он, речь идет о создании такой интеграции государств, которая уже есть в Западной Европе. Для этого у стран Центральной Азии (ЦА), по его мнению, имеются более прочные предпосылки, чем в свое время у европейских стран. К ним можно отнести общность следующих факторов - внешних угроз, культурно-исторических корней, религии, экологических проблем. Кроме того, сказал он, от Советского Союза "нам достались общие экономические, финансовые, образовательные и экономические стандарты". Регион, считает Назарбаев, является "исключительно энергонасыщенным", а одно из главных географических и экономических преимуществ - транспортные ресурсы. Поэтому для реализации потенциала ЦА "необходимо единство стран региона". Господин Назарбаев считает, что для усиления интеграционных процессов государства региона также "должны проводить совместную инвестиционную политику".

Трудно не согласиться с аргументами президента Казахстана в пользу интеграции в ЦА. Однако не все зависит от желаний и возможностей "главного интегратора" СНГ, который уже неоднократно выступал за фундаментальное реформирование Содружества, за придание ему большего экономического динамизма, не допуская при этом политизации его структур. Он же автор и идеи создания Евразийского союза, и "Десяти шагов навстречу к простым людям", и один из идеологов создания ТС и ЦАС. Но многие его предложения не находят должной поддержки у президентов стран СНГ. Некоторые политики в Москве в предложениях Назарбаева видят попытки казахстанского президента не допустить единовластия России в СНГ, ослабить российское влияние в ЦА и экономически и политически отдалить Казахстан от его северного соседа. В то же время в Ташкенте, наоборот, Назарбаева обвиняют в том, что он стремится реанимировать СССР, усилить через ТС и другие региональные организации влияние России в ЦА и т.д.

Кроме того, между Астаной и Ташкентом идет открытая борьба за региональное лидерство. Поэтому предложение одной стороны, если оно даже очень выгодно обоим государствам, не находит должной поддержки у другой. Иногда случается, что открытая конкуренция между Казахстаном и Узбекистаном приводит к тому, что многие идеи президентов, относящиеся даже к проблемам региональной безопасности, остаются так и не реализованными. Нурсултану Назарбаеву будет очень трудно содействовать и созданию единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА. Во-первых, президент Узбекистана Ислам Каримов всегда выступает категорически против создания какой-либо региональной организации с какими-то наднациональными управленческими структурами и ее даже малейшей политизации, а создание единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА предусматривает, в частности, и это. Во-вторых, Узбекистан всегда был против введения единой валюты хоть в СНГ, хоть в любом другом межгосударственном объединении. В-третьих, Узбекистан не входит в ТС. В то же время руководители стран ТС, в частности Назарбаев, предлагают закрыть внешние границы ТС. Если это предложение руководителей государств Таможенного союза будет реализовано, то Казахстану как члену ТС придется закрыть свои границы с Узбекистаном. В-четвертых, уже более двух лет идет таможенная война между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, входящими с февраля 1994 г. в единое таможенное пространство и создавшими Центральноазиатский союз. Сначала, с 1 ноября 1997 г., президент Узбекистана Ислам Каримов, не согласовав свое решение со своими экономическими партнерами в регионе, издал указ об освобождении от экспортных пошлин узбекских товаров, поставляемых в страны СНГ, что вызвало недовольство правительств Казахстана и Киргизии. После этого указа Каримова внутренние рынки Казахстана и Киргизии оказались незащищенными перед дешевыми товарами, поступающими из Узбекистана, и в итоге ряд киргизских и казахстанских предприятий обанкротились, не выдержав конкуренции с узбекскими товаропроизводителями. Положение казахстанских предприятий особенно ухудшилось после девальвации национальных валют России, Узбекистана и Киргизии в 1998 г. Поэтому в феврале 1999 г. правительство Казахстана, также не согласовав свое решение с Ташкентом и Бишкеком, вынуждено было ввести 200-процентную таможенную пошлину на товары, ввозимые в республику из Узбекистана и Киргизии. Таким образом, все надежды, связанные с развитием ЦАС, были похоронены. Напомним, что ЦАС был создан в феврале 1994 г. как единое таможенное пространство Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Несогласованность таможенных тарифов странами, входящими в ТС и ЦАС, разрушает устои этих организаций. Если даже удастся укрепить ТС, то перспективы ЦАС и идеи создания единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА более чем мрачны. Поэтому есть все основания полагать, что новые интеграционные идеи Назарбаева, как и предыдущие, останутся всего лишь добрыми намерениями и, к сожалению, не имеют практически никаких шансов быть реализованными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
355
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
250
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
371
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
418

Другие новости