0
1933
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2000 00:00:00

Улица видений в Кузнецке

Тэги: театр, фестиваль


В СТОТЫСЯЧНОМ городке Кузнецк, что недалеко от Пензы, в конце августа состоялся уникальный для России фестиваль уличных театров "Бумборамбия". Фестиваль так назвали не случайно, поскольку в городе есть театр "Бум", которым двадцать первый год руководит режиссер Александр Калашников. Его энтузиазм, доходящий до фанатизма, сумасшедшая энергия, перед которой сдаются прижимистые спонсоры и нещедрые государственные инстанции, сделали свое дело: на десять дней площади Кузнецка были отданы на откуп "уличникам".

На зов "Бумборамбии" отозвались театры из Киргизии и Азербайджана, Бурятии и Узбекистана. Кроме того, сюда приехали лидеры отечественного уличного движения со своими коллективами: "Формальный театр" Андрея Могучего из Санкт-Петербурга и Молодежный театр Виктора Панова из Архангельска. Наконец, из Лондона прибыл сам мэтр клоунады Вячеслав Полунин, чтобы отобрать все лучшее для столичной программы уличных театров всемирной театральной Олимпиады, которая состоится в Москве в 2001 году под покровительством Международной конфедерации театральных союзов.

Предыстория

Идея театра под открытым небом, театра, вышедшего на улицу к массам, разрабатывалась еще в далекие двадцатые годы Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Евреиновым. Именно мы стали лидерами в театральной атаке площадей и улиц. Позже тоталитарная идеология тридцатых годов подчинила свободный дух уличной вольности официозным маршам победы и парадам достижений. Буднично и беззубо уличный театр выродился в массово-зрелищные мероприятия к официальным датам, правда, зато стал активно развиваться на Западе, особенно после войны. Стартовали мы в одно время, а позже - остались в хвосте.

В Европе уличный театр на протяжении последних двадцати лет демонстрирует удивительное разнообразие и постановочное богатство. Первенство здесь принадлежит Франции, которую справедливо называют царством уличных театров. Подобных фестивалей в Европе - огромное количество, больше ста! У нас же всего несколько очагов - в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске и в этом самом Кузнецке.

Впрочем, между двадцатыми годами ХХ века и началом ХХI века, в 1989 году, на скучноватом пути из СССР в Европу состоялось одно грандиозное, даже эпохальное событие: международный фестиваль уличных театров "Караван Мира", который с российской стороны был вдохновлен и организован Вячеславом Полуниным. Симптоматично, что в тот момент, когда только-только приподнимался железный занавес, в новую лакуну к нам проникли самые лучшие и легендарные уличные театры со всей Европы.

Кузнецк

Пожалуй, основной итог фестиваля в Кузнецке и главное его событие - это горожане, сотни зрителей на улицах, потрясенных, радостных, счастливых и взволнованных! Представьте, на местном стадионе московский театр "Каскадеры" собрал восемь тысяч зрителей.

Первое уличное шествие, которое открывало часть фестиваля "Восточный базар", состоялось в дождливый день. Погода коварно затаилась: весь день светило солнце, дети высыпали на улицу принять участие в конкурсе рисунков на асфальте, но дождь полил аккуратно перед началом шествия. Не пощадила небесная вода и детских рисунков.

От вокзала (площадь которого городские власти вымостили перед фестивалем) к центру города двинулся шумный "Восточный базар". А откуда ему двигаться, как не с вокзала? Актеры из Азербайджана, Киргизии, Узбекистана с аппетитными тюками вывалили на привокзальную площадь. Глаза разбегаются - кто вышагивает на ходулях, кто дует в длинные медные трубы; тут же - навьюченные ослики, всадники на лошадях в золотых шлемах с красными накидками; строгие, как Будда, и красивые, как Шива, студенты из Бурятии в национальных костюмах, шитых из атласа, украшенного золотым, серебряным тиснением, а рядом бесшабашные архангельцы из театра Панова с жестяными ведрами-барабанами. Дождь продолжал идти, а горожан не убывало.

Пестрая процессия привела народ на площадь к кинотеатру "Родина", вокруг которого устроители разбили несколько площадок для уличных действ: зеленый холм бурятские студенты превратили в место священнодействия, в котором элементы экзотического обряда сочетались с героизмом буддистского эпоса. Здесь вполне осознанно и концептуально педагогами Академии восточносибирской культуры и искусства был продемонстрирован сплав традиций сибирского шаманизма, тибетской трансцендентальной медитации и... русской театральной школы.

В это же время театр из Узбекистана показывает у фасада кинотеатра масштабный балет о странствиях молодого героя; а напротив только что закончил удивительный спектакль киргизский театр из Оша, играющий в традициях народного примитива. Венчает действо ночь на Театрограде, еще одном безумном проекте Александра Калашникова: площадка в 3,5 га, где уже ведется строительство отечественного Диснейленда. В Москве о Диснейленде еще только-только задумались, а в Кузнецке он вот-вот откроется!

В эту ночь хозяевами Театрограда стали гости из Бурятии: действо было выдержано в откровенно народном духе - вот прилюдно режут барана, вот разделывают на части, вот в огромном котле варится мясо.

Прежде чем перелистнуть страницу с "Восточным базаром", поделюсь одним положительным наблюдением. Наше общество меняется, и в лучшую сторону. На фоне катастроф, межнациональных конфликтов, жестоких войн, терроризма международное театральное сообщество сосуществует в согласии, взаимоуважении и подлинном интересе друг к другу. Помнится, как на "Караване мира" английские актеры легендарного театра "Футсборн" после выступления в Санкт-Петербурге были повержены и пребывали в почти отчаянном настроении. Они играли спектакли на английском языке без перевода. Ну и что? Сюжеты, ими представляемые, отличались намеренной простотой. Однако две трети зала не захотели слушать иноземную речь, встали и пошли через арену шапито прямо во время спектакля. И это петербургская публика! В Кузнецке-2000 зритель же совершенно спокойно воспринимал иноземную речь киргизов, бурятов, азербайджанцев. Лишь иногда из публики весело выкрикивали: "А по-русски?" И часто актеры отвечали на просьбу. Вместо фальшивого советского интернационализма приходит новое, подлинное взаимоуважение к другому, чужому.

Вячеслав Полунин считает, что маленький город - идеальное место для проведения любого фестиваля. Однако не секрет, что на улицы наших городов не всегда безопасно выходить. У уличных театров, идущих на риск прямого контакта с публикой, случаются просто дикие происшествия. К примеру, режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Могучий, выступавший на фестивале и показавший мощный уличный спектакль "ORLANDO FURIOZO", рассказывал, как зритель из толпы в Калининграде вдруг злобно выскочил из народа и кулаком ударил актера в лицо. Тот был абсолютно не защищен и тем более не мог ответить негодяю, поскольку к рукам его были приделаны огромные крылья Икара.

Таких эксцессов, слава Богу, на "Бумборамбии" не случалось. Группа Могучего восхитила и поразила воображение горожан. Режиссер сумел превратить пространство вокруг все того же заштатного советского кинотеатра "Родина" в чудесный средневековый город, щедро осветив это чудо пиротехникой, взрывающейся в ночном небе. Зачином действия стало эффектное нисхождение рыцаря, рыцаря в тевтонском шлеме и в железных латах на коне, которого спускал с верхотуры подъемный кран.

Завершила съезд уличников "Славянская ярмарка", в которой Александр Калашников показал балаганный спектакль про Ивана-дурака. Актеры словно сделали в своем веселом кочевье остановку. Выскочили из своих пестрых повозок и лихо, весело, без натуги разыграли нравоучительную историю о честной трудовой бедности.

Кузнецк-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1081
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1288
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1547
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1119

Другие новости