0
1856
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2003 00:00:00

Молюсь за тех и за других

Тэги: спектакль, бег, булгаков, театр, табаков


Кое-какое благородство, особенно внешнее, украшает Белого главнокомандующего (Михаил Хомяков), но уже генерал Хлудов, тем более кавалерист Чарнота аристократизмом не избалованы. Как написал поэт уже другой, не братоубийственной войны: "война - тяжелая работа".

"Восемь снов" - значится в подзаголовке пьесы и спектакля. В спектакле Елены Невежиной сновидческого ничего нет, разве что общая мрачность, затемненность происходящего, может быть, с известной долей лукавства отнесена к темной, неявной природе сна. Судя по всему, постановщика волновали не наплывы или вспышки памяти того или иного героя, а самые что ни на есть реальные события - реальные в их сочиненной и выдуманной последовательности; реальные муки, настоящая, неприснившаяся тоска. Превращение взрослых, генералов и аристократов, в великовозрастных босяков-беспризорников. Когда сном и дурацкой фантазией становится прошлая жизнь.

"Бег" Булгакова в Театре Табакова не должен был получиться, в лучшем случае ему была уготована судьба полуудачи. Большая пьеса физически не могла поместиться на крохотной подвальной сцене. Неожиданная удача радует вдвойне. Елену Невежину впору назвать традиционалистом, против сверстников и сверстниц, в одно время с нею прославившихся как целое режиссерское поколение, но отдающих дань новой радикальной драматургии. Она не стала спорить с наплывами памяти, которая помимо воли выталкивает на поверхность воспоминание о фильме Алова и Наумова. Дело не в каком-то особом его кинематографическом величии, но актерский ансамбль был собран великолепный. У Невежиной - свой ансамбль, другой, но это - именно ансамбль.

Историческая сумятица пореволюционных лет как-то странно, чудно (с ударением на второй слог) рифмуется с нашей нынешней, вернее, совсем недавней неразберихой. Но Невежина злободневных спряжений не ищет, увлеченная тем временем и психологией его героев (одновременно - и жертв). Она почти не сокращает пространный текст, идет за словом, по речам (не только по делам их) реконструируя характеры и типы. Сначала появляются маски, затем - как в фотолаборатории - типы, и уже потом - характеры, объем. Удачно сыгранные и сложносочиненные роли - на втором и на третьем плане: Белый главнокомандующий (Михаил Хомяков), Голубков (Виталий Егоров), Люська (Луиза Хуснутдинова), Корзухин (Дмитрий Бродецкий).

"Бег" - знак зрелости театра. Премьера подтверждает первенство в нынешней труппе Андрея Смолякова, который играет Хлудова. Но одновременно выводит в круг лучших и до сих пор - до "Бега" - недооцененных актеров "Табакерки" Александра Мохова, играющего генерала Чарноту. Не боясь сравнений с гениальным Ульяновым, Мохов не дает времени этим сравнениям как-то материализоваться и "отложиться": он интересен сам по себе, замечателен собственной своей актерской персоной. Его Чарнота масштабен и мелок, смешон и по-человечески понятен. Стихийность натуры, становящаяся причиной его страданий и побед, - метафора другой, исторической стихии, которая сняла людей со своих насиженных мест, смела и понесла по миру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
897
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
626
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
712
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
872

Другие новости