0
1212
Газета Культура Интернет-версия

22.09.2005 00:00:00

Наследники Льва Толстого

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Евгений Гришковец удивляется тому, что с ним делают режиссеры.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Сегодня утром в Центре имени Мейерхольда открывается фестиваль «Новая драма». Пожалуй, единственный фестиваль, который старается жить фестивальной жизнью, то есть забирая зрителя без остатка: утром – дискуссии, днем – читки и фильмы, вечером – спектакли, ночью – споры об увиденном.

Фестиваль «Новая драма» – главный ньюсмейкер этих дней, начала нового театрального сезона. Следующее более или менее шумное событие грядет в начале октября: в Трехпрудном переулке, по соседству с Театром.doc, откроется новый театр «Практика», проект Эдуарда Боякова, поддержанный Комитетом по культуре Москвы и одной крупной строительной компанией. Существенное обстоятельство: этот новый театр также собирается заниматься новыми пьесами. В его репертуарном совете знаменитости: братья Олег и Владимир Пресняковы, Евгений Гришковец, Владимир Сорокин, Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Елена Гремина.

«Иссякла энергия отрицания новой драмы», – говорит Павел Руднев, отборщик нынешнего, четвертого по счету фестиваля. В рамках нынешней фестивальной недели, с 22 по 30 сентября, будет представлено около десятка новых книжек, сплошь – из новой драматургии. «Культурный слой» братьев Дурненковых, сборник пьес Ивана Вырыпаева, книги Василия Сигарева, Максима Курочкина, Данилы Привалова, сборник политической пьесы «Путин.doc». Журнал «Новое литературное обозрение» теперь обещает посвящать спорам о современной драматургии страницы в каждом своем новом номере. «Новая драма становится мейнстримом», – то ли с радостью, то ли с печалью говорит Руднев. «Наверное, это хорошо, – считает он, – выясняется, как легко можно повернуть процесс, если приложить к этому какие-то усилия». Опасности станут, наверное, заметны чуть позже.

Несмотря на то что в программе большую часть фестивального времени предполагается потратить на разговоры собственно про «новую драму», ее качества и количества, говорить как будто бы и не собираются. Выбор темы для первой и последней встреч обозначает водораздел: «Современное искусство: выбор между «что» и «как». Предполагается разговор про «что», в центре нынешнего фестиваля – разговор о войне, об отношении к нему современного общества.

В определенном смысле нынешний фестиваль проходит как своего рода филиал Толстовских чтений, так как темы, которые теперь предлагаются гостям и участникам «Новой драмы», определились в августе, на семинаре в Ясной Поляне. К каждому нынешнему разговору предпослана цитата из Толстого. Например, из «Севастопольских рассказов»: «Герой повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». Отсюда – рукой подать до чеченских сюжетов. В афише «Новой драмы» – три пьесы про чеченскую войну – «Часовой» Сергея Решетникова, «Мы, вы, они» Анны Кармановой и Артема Северского и документальный текст Ольги Дарфи. В театре «толстовскую интонацию» поддерживает прошлогодняя премьера Театра Олега Табакова «Воскресение. Супер», сочинение братьев Пресняковых по мотивам романа Толстого «Воскресение».

В театральной программе сегодня вечером – спектакль Театра Оскара Коршуноваса «Город». Пьеса Евгения Гришковца известна московской публике по двум ее интерпретациям, в Театре п/р Олега Табакова и в «Школе современной пьесы» (в последней, к слову, занял себя в роли шофера такси постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз). По словам Павла Руднева, литовский спектакль должен удивить тех, кто видел эти версии или успел прочесть пьесу: «Это – не сентиментальный Гришковец, не мелодраматический, наоборот, жесткий. Спектакль Театра Коршуноваса – про агрессию человека, который задыхается от агрессии города, улицы. Финал, во многом опрокидывающий все прежде сказанное, фактически додуман за автора. То есть текст – авторский, но вот поступки – несколько отличаются от придуманного Гришковцом». Вообще, несмотря ни на какие полеты и падения наших самолетов, русская драма становится все более интересной для наших ближайших прибалтийских соседей (из Финляндии, которая тоже участвует в «Новой драме», привезут аутентичную финскую пьесу про свою финляндскую глубинку). «Городом» Евгения Гришковца Коршуновас фактически открыл сезон современной русской пьесы: в октябре он выпускает в Вильнюсе пьесу братьев Пресняковых «Изображая жертву». В афише «Новой драмы» эту пьесу с легким матерком представляет МХТ имени Чехова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
631
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2284
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2807
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2307

Другие новости