0
1710
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2007 00:00:00

Десять часов с Петером Штайном

Тэги: театр, штайн, шиллер


театр, штайн, шиллер Штайн не потерял вкус к театральным эффектам.
Фото с официального сайта («Берлинер Ансамбль»)

Тридцать раз, с мая по октябрь, в бывшей пивоварне на окраине Берлина можно было увидеть спектакль Петера Штайна «Валленштейн» по трилогии Фридриха Шиллера. Расставшийся с «Шаубюне» и чуть ли не распрощавшийся с Германией, Штайн работал в этот раз с актерами «Берлинер Ансамбля», но на заглавную роль был приглашен Клаус Мария Брандауэр.

Пивоварня понадобилась Штайну, поскольку ему был нужен масштаб, а здесь он нашел площадку 50х70 метров. А как иначе? Ведь речь о Тридцатилетней войне, сотни страниц текста... Соответственно спектакль длится десять часов: начинается в два, заканчивается без пятнадцати двенадцать, три антракта – по 20 минут, один – часовой, к которому, естественно, жарят сосиски, шашлычки из индейки, наборы бутербродов, разложенных на одной тарелке... Полторы тысячи зрителей (заплатившие от 30 до 70 евро), замерев (и строго следя за тишиной вокруг, какие мобильные телефоны, – пошелохнуться не дают, тут же оборачиваются и строго смотрят на нарушителя спокойствия), наблюдают за тем, как друзья Валленштейна становятся его врагами и в финале убивают его как предателя. Шиллер, кажется не верит в то, с чем историки давно уже согласны – почти все, без исключения, – что Валленштейн, конечно, выдающийся полководец, думал больше о стратегии и выгоде, чем о Германии, и затеял закулисные переговоры со Швецией. Но для Шиллера эта «деталь» и не так уж важна. Что уж говорить о Штайне?!

В одной из берлинских газет, анонсировавших последние октябрьские представления, было вынесено в заголовок странное для русского понимания словосочетание, – что-то такое про серебряных стрелков. Имеется в виду, что спектакль Штайна адресован тем, кому от 45 до 60, – этот возраст в Германии называют серебряным веком, а его представителей – серебряными стрелками. Эти люди знают, кто такой Шиллер, читали про Тридцатилетнюю войну и в общих чертах представляют себе течение этой войны. Они слушают текст и даже после театра продолжают обсуждать за вином проблемы, поднятые в спектакле. Несмотря на поздний час, аплодировали стоя 15 минут, до полуночи.

Штайн, хоть и зрелый мастер, отметивший, к слову, 1 октября свое 70-летие, не потерял вкус к театральным эффектам. Поступь спектакля, конечно, медлительна, тяжеловесна (чего стоят одни передвижения огромных квадратов, которые монтировщики катают и складывают под разными углами, отделяя таким образом одну сцену от другой), но пока идет смена декораций, красивый женский голос поет песню о Магдебурге, уничтоженном Валленштейном... Как? Этот смелый человек, за которого готовы положить головы и эти соратники-военачальники, и простые воины?.. Не человек – идол...

До того, как поставить спектакль, Штайн объехал Европу с публичными читками «Валленштейна», производившими, надо сказать, очень сильное впечатление. Вероятно, в читке мысль режиссера была яснее и определеннее, в актерах же и в бывшем пивоваренном цехе – рассеялась и... «измельчала».

Действие пьесы и спектакля происходит в 1634 году, из всей долгой войны Шиллер берет короткий отрезок накануне смерти героя. Лагерь Валленштейна – первая часть, в которой нет еще его самого. Свита играет его, как бы приготовляя публику к первой встрече с тем, которого подчиненные ставят выше посланника императора и, кажется, выше самого императора. Десятки статистов-солдат, у каждого – своя грязь на костюме и свой характер. Богемия, зима. Кто-то готовит пищу, кто-то выпивает... Что делают? Ждут...

Интересно, что играют без микрофонов и, несмотря на заводские пространства, слышно всех: на потолке под разными углами висят десятки фанерных щитов, обеспечивающих почти идеальную акустику.

Наконец появляется Валленштейн–Брандауэр. Постаревший, но не потерявший актерских сил и обаяния. Спектакль выстроен на звезду, и Брандауэр ведет себя, как положено звезде. Позволяет себе паузы, подробную игру, имеющую успех у публики. Когда выходит дочь Валленштейна, он, кажется, с удивлением смотрит на нее: «Хорошо... Красивая...» Накануне нескольких последних спектаклей актер сломал ногу и потому играл в коляске. Штайн, прервав юбилейный отпуск, вынужден был прилететь и «отрегулировать» новые отношения. Надо сказать, особого неудобства не чувствовалось. Брандауэр ловко управлял коляской и довольно стремительно преодолевал десятки метров.

О чем спектакль Штайна? О многом: о том, что сильный военачальник в какой-то момент начинает желать большего, о том, что верховная власть начинает опасаться этого еще прежде, чем приходит опасность. О том, что религиозные различия не мешают воевать, поскольку интересы выше любых идеалов... О многом, интересном для тех самых взрослых, серебряных стрелков, о которых написала берлинская газета.

Валленштейн, как известно, шага не делал без астрологов, которые, надо отдать им должное, никогда не обманывали его. Другое дело, предупреждение о скорой опасности приходит слишком поздно, за несколько минут до убийства...

Штайн не старается сделать красиво, какие-то сцены как будто бы проговаривает на ходу. Но за десять часов все-таки было несколько надолго запоминающихся сцен. Одна из них – когда сцена вдруг становится пустой, освобождаясь от этих бесчисленных деталей «конструктора», и, можно сказать, в пустыне стоит одинокий Валленштейн, распахивает руки, как будто пытается взлететь, выскочить из ситуации, которая становится для него безвыходной. Но выхода нет. Стоит в луче света... И вдруг выходят солдаты, белым светом озаряются квадратные блоки за его спиной, и на секунду в глазах его поселяется не страх, но сомнение: его это солдаты? Или – против него? Пока... его.

Фортуна, увы, изменчива. А Валленштейн, которому всю жизнь везло, к этой перемене не приготовился.

Берлин–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Геннадий Петров

Попытки президента США помирить Россию и Украину могут закончиться

0
1315
В белорусских школах сотовая связь отменяется

В белорусских школах сотовая связь отменяется

Дмитрий Тараторин

Как ученики, так и учителя должны отказаться от пользования мобильниками

0
1006
Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

0
648
Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Иван Родин

Бойцов "Вагнера" будут признавать ветеранами СВО задним числом

0
1386

Другие новости