0
1190
Газета Культура Интернет-версия

23.03.2009 00:00:00

По решению профсоюза работников сцены все премьеры в Москве отменены

Тэги: театр, забастовка, профсоюз


театр, забастовка, профсоюз В спектакле Римской оперы, кажется, что голый не только король.
Фото с официального сайта театра.

Про премьеры в Москве – всё неправда. У нас такое невозможно, а вот в Италии, во Франции это – постоянная практика, сопровождающая театральную жизнь. В России о профсоюзах в театре вспомнили лишь однажды, это было во МХАТе, еще при Олеге Ефремове, и осадок от той довольно странной активности остался нехороший.

А вот в Италии из-за профсоюзной активности под угрозой срыва оказалась премьера, которая тем не менее с успехом прошла в минувшую пятницу: в Римской опере впервые была исполнена опера современного итальянского композитора Луки Ломбарди «Голый король», написанная им по мотивам трех андерсеновских сказок нашего Евгения Шварца – «Голого короля», «Свинопаса» и «Принцессы на горошине».

Как рассказал корреспонденту «НГ» режиссер этого спектакля, худрук московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, сперва разночтения вышли с оркестром. Режиссер, известный своими весьма радикальными прочтениями, решил, что хор должен принять активное участие во всей истории, а в Италии – согласно договору хора с театром – хор получает деньги за то, что поет. А если от хористов требуют передвижения по сцене, нужно заключать новое соглашение. На генеральную репетицию хор был готов прийти на два часа, хотя спектакль идет на час дольше: так договорились профсоюзы. Хору важно знать, где стоять, – зачем тратить лишний час, который кроме прочего должен еще и дополнительно оплачиваться. Тем не менее в конце концов все проблемы были разрешены к удовольствию режиссера и, как считает Бертман, к удовольствию хора тоже. На вопросы «НГ» режиссер ответил, находясь уже на регистрации в римском аэропорту.

– Удалось ли договориться с профсоюзом?

– Да, спасибо. С профсоюзами все закончилось шикарно, хор работал великолепно, и, по-моему, сами были довольны. Я думаю, в конце концов сработала чисто итальянская ментальность – в последний момент они собираются и делают максимум, наверное, кроме прочего срабатывают и профессиональные амбиции. На премьере, поскольку опера написана современным композитором, был композиторский бомонд со всего мира, приехал даже 83-летний великий немецкий композитор Ханс Вернер Хенце.

– Перед премьерой вы заметили, что опера получила еще и актуальное звучание. В чем оно?

– Да, это так. В Италии вообще сложно не попасть в тот или иной политический контекст, поскольку почти все время кто-то бастует, а театрами руководят представители тех или иных политических партий. И много зависит от того, находится эта партия в данный момент у власти или, наоборот, в оппозиции. Сейчас в Италии на улицах везде можно встретить плакаты, которые начинаются словом «баста», все – против правительства, на каждом углу раздают листовки с приглашениями на очередную демонстрацию. И даже на премьере раздавали: «Реквием по культуре и искусству!» – было написано в этих листовках, и это был анонс манифестации деятелей культуры и искусства. Все театры Италии по очереди начинают бастовать, выступая против сокращений бюджета на культуру. А в финале «Голого короля» у меня тоже что-то вроде митинга. Дело в том, что начинается спектакль с того, что на сцене – свиньи и, конечно, свинопас тоже. В этих костюмах свиней спрятан народ. А в конце спектакля, когда уже кончается вся история про голого короля, наступает как бы второй финал: голый король овладевает этими костюмами, а народ разворачивает плакаты: «Баста ре нудо!», «Вива, Италия!», «Вива, Россия!» даже там есть, а также – да здравствует любовь, да здравствует музыка...

– Кстати, что за музыка у Ломбарди?

– Музыка современная, то есть он использует и тональную, и атональную музыку, в оркестре разноплановые ансамбли ударных, много мелодического и тематического материала, которые резко прерываются: только ты готов к какой-то прекрасной арии, а она уже прерывается новой темой.

– Перед премьерой вы говорили, что один из спектаклей все-таки может быть сорван забастовкой... Хотя на него – на 29 марта, я посмотрел, осталось немного непроданных билетов, около 60, и те – из недорогих...

– Вообще спектакли запланированы до 31 марта, но на 29-е запланирована забастовка и не будет скорее всего обеих премьер – ни «Голого короля», ни «Ифигении в Авлиде», которая вышла в эти же дни и которой дирижирует Рикардо Мутти, а главную мужскую партию, кстати, поет солист «Геликон-оперы» Алексей Тихомиров, известный в Москве по «Борису Годунову». Если это случится, артисты вынуждены будут остаться без гонорара: когда проходят забастовки, у них вычитают за все неспетые спектакли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
1026
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
935
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
870
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
1040

Другие новости