0
1841
Газета Культура Интернет-версия

14.12.2009 00:00:00

Юбилей для столицы

Тэги: большой театр, опера, образцова


большой театр, опера, образцова Образцова готова работать и дальше. Петь, петь и петь.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Елена Образцова отметила свой юбилей наконец и в Москве, на Новой сцене Большого театра. В грандиозном четырехчасовом гала-концерте из трех отделений «Концерт длиною в жизнь» русскую примадонну поздравили мэтры отечественной культуры и зарубежные, преимущественно итальянские оперные певцы разных поколений. За пультом оркестра Большого театра России стоял итальянский маэстро Джузеппе Саббатини.

Первые юбилейные концерты Елены Образцовой прошли минувшим летом в Михайловском театре, Большом зале филармонии и консерватории в Петербурге – городе, где певица родилась и выучилась. Хотя самый главный концерт первоначально задумывалось провести в Москве накануне дня рождения певицы в июле. Кроме того, когда планировалась московская версия юбилея, была надежда, что 70-летие певица отметит в отреставрированном основном здании ГАБТа, но время в данном случае оказалось властным – в отличие от возраста юбилярши, над которым оно бессильно. Елена Васильевна находится в отличной физической форме и по части гиперактивной жизненной позиции даст фору многим молодым солисткам. Одним из самых трогательных моментов в той части концерта, которая в программе называлась «Приветствия», было поздравление актера Владимира Зельдина. Надо было видеть, какой юной улыбкой ответила она из центральной ложи, когда 94-летний кинокумир сначала попросил разрешения называть ее Леночкой, затем прочитал слова Дон Кихота, после чего пал на колено.

Впрочем, не меньшее восхищение вызвала бодрая походка и легенды советского кино Элины Быстрицкой, которая также вышла сказать несколько теплых слов любимой Леночке. По части присутствия знаменитых ровесников Елены Образцовой московский концерт сильно превзошел петербургский. Речи разной протяженности здесь произнесли Галина Волчек, Валентин Гафт, читавший стихотворение собственного сочинения, Владимир Андреев, Герард Васильев, Владимир Минин.

Новый музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников тоже не забыл поздравить ту, которая многие годы прославляла имя этого театра в Европе и за океаном. Он не стал предлагать своего сочинения на случай, ограничившись зачитыванием своих слов, набросанных на мятой бумажке, где охарактеризовал ее как «опровергающую унылый канон респектабельной примадонны».

Поздравление каждого чередовалось с демонстрацией черно-белых и цветных видеозаписей с концертов и спектаклей прошлых лет, которые еще раз напомнили о мировом масштабе феномена Образцовой. Видеоархив красноречиво свидетельствовал, что голоса, равного ей по силе, объему и глубине, по охвату репертуара и артистизма, в России с той поры не появилось. Номера на видео давались целиком – никакой клиповой нарезки не было, что, безусловно, очень удлиняло время концерта. Хотя о том, какой стандарт пения существовал раньше, публике напомнить стоило. В тот вечер об этом, к счастью устроителей, узнали даже те, кто после подзатянувшегося поздравительного отделения покинул театр.

Следующее отделение – фактически второе, но по программке первое – было самым слабым звеном, где обнаружились и беспомощная режиссура Евгения Понасенкова, и голоса не первой свежести. Больно было смотреть в сцене Шарлотты из «Вертера» Массне на знаменитую Сильвию Шаш, венгерское сопрано, лауреата Конкурса Чайковского 1974 года, которая, как покинутая Дидона, беспомощно кидалась из стороны в сторону во время длинного оркестрового вступления. Непросто было слушать драматическое сопрано Эву Мартон, мощь и крепость голоса которой со временем подутратились. Французский контратенор Робер Экспер (далеко не первого ряда) в таком окружении удостоился неожиданно горячего приема. Он же выступил в дуэте с дочерью Образцовой – Еленой Макаровой, прикрывая несовершенство ее вокала и сценическую робость в дуэте из «Юлия Цезаря» Генделя.

Зато те, кто дождался третьего отделения, получили в награду не только первостатейных солистов вроде блистательного молодого баса Алекса Эспозито, которого и в Европе днем с огнем не заполучить, но и его роскошного коллегу Роберта Скандьюцци, и сокрушительную Джованну Казоллу с арией Турандот, и саму Марию Гулегину с молитвой Леоноры из «Силы судьбы». Больше всех повезло молодой сопрано Динаре Алиевой, которая спела в двух отделениях. Минимум российских коллег, максимум итальянских – в этом виделся жест поклонения перед родиной оперы, где сегодня, правда, тоже нет фигур, подобных Паваротти или Тебальди. Время богов ушло, сменившись эпохой людей. Сама же Елена Образцова тактично ограничилась сценой опьянения Периколы из одноименной оперы Оффенбаха. Но совсем скоро, 18 декабря, гранд-дама российской оперы появится на сцене Колонного зала Дома союзов с еще одним концертом «Не только в опере», где наряду с заявленной программой обещаны сюрпризы. И останавливаться на этом она не собирается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5212
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2896
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3349

Другие новости