0
1078
Газета Культура Печатная версия

08.09.2011 00:00:00

Славянская мадонна

Тэги: театр, премьера


«Семья Сориано, или Итальянская комедия» Эдуардо де Филиппо – вероятно, первая премьера начавшегося уже театрального сезона. В новом спектакле Семена Спивака играет щедро, по-королевски главную женскую роль Наталья Суркова – актриса «первого призыва», пришедшая вместе со Спиваком в Молодежный театр.

Смотришь во все глаза, тем более что костюмы на актрисе один изящнее, точнее и точенее другого (художник по костюмам Мария Лукка), а в последней сцене и вовсе победившую мать семейства вывозят на платформе, как богиню с Олимпа. Вот, казалось бы, пьеса эта про «развод по-итальянски» во многом устаревшая, превратившаяся в театральный штамп, заигранная еще с советских времен; и не разыграешься там, и не слишком углубишься, и все кажется ветхим и требующим какого-то нового взгляда, но из-за свежей, виртуозной, очень подробной режиссуры и полноценных актерских работ спектакль приобретает звенящее, хрустальное звучание. Чистый жанр – ничего сверхинтеллектуального, как раз наборот: народный театр как он есть. Лучший представитель этого жанра.

В первом акте Филумена Мартурано выходит в белом халате и восседает на креслах, как мраморная статуя, о точеные края которой разбивается хлипкий, суетливый, капризный мужичонка Доменико Сориано (Сергей Барковский). Суетится, барагозит, извивается, а она просто сидит и своим присутствием «организует», электризует пространство. «Это мой дом», – стучит Филумена в грудь свою, и мы понимаем эту глубинную «телесность» чувства дома у женщины: мое тело – мой дом, и дом – тело. Этот мужичонка в этом доме – как зараза, насекомое, вонючка – обязан быть изгнан. В ее могучем, крепком, сильном организме, в этой никуда не спешащей красоте есть грация и уверенность, есть твердое стояние на земле. Медлит-медлит, выслушивает гадости и крепится, а затем как гаркнет на мужа, как на домашнее животное, и тот уползает, казалось бы, от всего лишь немного завышенных децибелов с прижатыми ушами. Итальянец дохлый, хиленький – и вот-вот, еще один шаг, и комедия про неапольские перепалки перерастет в русскую драму какой-нибудь Вассы Железновой, где с мужиком славянская купчиха быстро разобралась. И есть в этом смещении что-то очень правильное: вместо итальянского темперамента – сибирская мадонна. В этой концепции Доменико оказывается человеком театра, позером и игрушкой, а Филумена – человеком достоверности, «документальным» человеком.

У Сергея Барковского в роли Доменико удивительной получилась долгая сцена в начале третьего акта – диалог с сыновьями, где и та и другая сторона ищут доселе отсутствующие точки соприкосновения, объединяясь не в родстве, а в чувстве зловредной мужской солидарности. Там есть какая-то дивная актерская игра на птичьем языке, полужесты, полутона. Это словно бы договор между преступником и мелкими воришками: идет обмен мастерством, навыками позерства, сибаритства и паразитства – того, что так требуется мужчинам в мире, где царствуют женщины. Дети немного стесняются своего изолгавшего отца, но и завидуют тому, как он легко обустраивает дела. И отцу немного стыдно за свое прошлое, но он зажигается от сознания того, что его постыдный опыт может быть передан хоть кому-то. Они нашли друг друга.

Чудесный финал у спектакля. Задник, на котором красуется Арена-ди-Верона (невзирая на то что действие происходит в Неаполе), медленно падает, а беременная служанка (дети Филумены пошли по стезе отца и наполнили прислугу смыслом) словно бы возносится в небеса в позе Оранты и тем самым как бы останавливает итальянскую перебранку фактом зарождения новой жизни. Кровавый спор между мужчиной и женщиной можно остановить только высоким предназначения – рождением человека. Через это таинство человек связывается с космической логикой – куда и стремится наша итальянская Оранта. Театру Семена Спивака удалось на этот раз как-то без особой сентиментальности изящно и остроумно утвердить хоть какие-то позитивные ценности, что современному искусству с каждым годом все тяжелее и тяжелее делать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Самцы, на выход! Маленькая половая хромосома эволюционирует, но не сдается

Самцы, на выход! Маленькая половая хромосома эволюционирует, но не сдается

Андрей Ваганов

0
1212
Архивы, которые не запылятся

Архивы, которые не запылятся

Андрей Морозов

Социогуманитарные знания обретают цифровое бессмертие

0
679
К чему приводят игры в имитацию мозга

К чему приводят игры в имитацию мозга

Андрей Ваганов

Результатом исследований в области искусственного интеллекта должны стать усилители умственных способностей человека

0
1462
Биосистемы предпочитают неевклидову геометрию

Биосистемы предпочитают неевклидову геометрию

Юрий Магаршак

Почему-то в мире живого прямая линия – исключительная редкость

0
620

Другие новости

Загрузка...