0
6014
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2013 00:01:00

Дроссельмейер не меняет пол

Тэги: михайловский театр, афиша, щелкунчик


михайловский театр, афиша, щелкунчик От «Щелкунчика» этого и ждут: должна быть сказка, а сказка должна быть красивой. Фото с официального сайта Михайловского театра

Весь прошедший сезон Михайловский театр будоражил музыкальную общественность взрывными постановками вроде опер «Евгений Онегин» или «Летучий голландец» в версиях Андрия Жолдака и Василия Бархатова, а окончательно расколол публику на ликующих и негодующих, получив рекордные 22 номинации на премию «Золотая маска»-2014. Но Новый год и Рождество решили встретить традиционно – балетом «Щелкунчик». Правда, тоже новой версией: свой рождественский сюрприз приготовил зрителю Начо Дуато. Это его последняя премьера в качестве худрука Михайловской балетной труппы: по окончании петербургского контракта хореографа ждет следующий – в Берлинском госбалете.
Основ на сей раз не потрясали. Слегка сократили музыку Чайковского, но либретто не переиначивали, не посылали месседж ни урбанизированным неврастеникам, ни кем-либо по какому-либо признаку притесняемым меньшинствам, ни глобалистам, ни националистам. Воображение Дуато тщетно изживающие свои комплексы взрослые не занимали. Как и романтическая двойственность бытия или болезненное подсознание. Он не кидает камня в прошлое, не стращает будущим и не превращает милейшего дядюшку Дроссельмейера ни в Мефистофеля, как некогда Морис Бежар, ни в женщину, как в грядущей премьере Жана-Кристофа Майо в Монте-Карло. Дуато создал спектакль для детей. Хотя и родителям есть на что посмотреть. В этом хореографу помог художник-постановщик, обладатель «Золотой маски» как лучший художник по костюмам в балете Большого театра «Утраченные иллюзии», Жером Каплан.  
На сцене никакой предметной суеты. Вообще почти ничего, кроме рождественской елки на фоне звезд, заглядывающих через огромное овальное окно в стиле модерн (визуально действие перенесено в начало ХХ века) в молочных тонов гостиной Штальбаумов и собственно ночного звездного неба в сцене превращения Щелкунчика-куклы в принца. Во время восточного танца в загадочном полумраке по сцене движется усыпанная каменьями громадная экзотическая рептилия, китайцы танцуют под легким, хоть и тоже очень большим зонтиком, снежинки – под «арлекином» из сверкающих сосулек, а Розовый вальс и финальное па-де-де исполняют на фоне величиною с дом елочной игрушки а ля гофрированная испанская грангола.
Но красивее всего – костюмы: цвета и фасоны женских манто и платьев на рождественском празднике, «слюдяные» пачки снежинок, обворожительные шальвары евнухов в восточном танце. Даже Мышиный король, вынужденный танцевать в меховом трико и изопреновой венгерке, на редкость элегантен. Уместны и остроумны незатейливые придумки: настоящие марионетки или чудесное оживление Щелкунчика. Пытаясь спрятать куклу от злого Мышиного короля, Маша стремглав бежит из кулисы в кулису, и при каждом новом появлении Щелкунчик в ее руках вырастает, пока ростовую куклу не сменяет наконец танцовщик (его она, конечно, на руках не выносит, а выводит за руку).
Выбранный для «Щелкунчика» язык Дуато называет пусть и «другой», но все же классикой. Полученный в Петербурге опыт признает очень ценным. Упражняется и в чистой классике, и в народно-характерном танце. Не стесняется пластических и мизансценических перекличек не только с несколькими версиями «Щелкунчика», возникшими на протяжении ХХ века, но и, к примеру, с «Петрушкой» Фокина–Бенуа. И если за родной хореографу испанский танец можно не беспокоиться, русский в его интерпретации у некоторых в зале вызвал ту же реакцию, что и у самого Дуато – так ненавистная ему «испанщина» в «Дон Кихоте», «Лебедином озере» или «Лауренсии». Однако четверо лихих матросов (Иван Зайцев, Сергей Стрелков, Никита Кулигин, Андрей Лапшанов) так технично и с огоньком исполняют эту смесь гопака и цирковой акробатики, что большинство в зале встречают их живым сочувствием. На чужой территории Начо Дуато не так вольготно, как в авторской хореографии. Он свободнее вздыхает в те моменты, когда сквозь классические формы прорывается его фирменный стиль (например, когда в танце гостей на празднике у Штальбаумов струящиеся материи платьев вторят струящейся дуатовской пластике). В остальном выручают чувство меры, отказ от претензий на сенсационные открытия и понятное человеческое желание под Рождество рассказать волшебную сказку не о несбыточных мечтах, а о скором и прекрасном будущем.
Центральные пары в двух премьерных составах очень разные. Маша Оксаны Бондаревой – озорная девчонка, каких немало в каждом дворе. Ее Принц (Леонид Сарафанов) взрослее и мудрее. Идеал и защитник. Обратившая на себя внимание еще в годы учебы сценическая манера и нынешний опыт танцовщика – существенная подмога хореографу в его стремлении к классичности. В Викторе Лебедеве, напротив, нет еще основательности возраста. В мальчишеском обожании парадоксально уживаются порывистость и сдержанность. Как и следовало ожидать, органичной в этой постановке оказалась Анжелина Воронцова. Ее фактура, повадка, мягкость линий и милота к лицу новогодней сказке, лишенной инфернальности, но не срывающейся в сусальность рождественских открыток столетней давности.
Одним словом, петербуржцам и гостям Северной столицы есть куда повести детей в новогодние каникулы.   

Санкт-Петербург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
584
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
384
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
609
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
709

Другие новости