0
3375
Газета Культура Печатная версия

31.01.2023 18:30:00

Рудин почтил Плетнева "Принцессой Грезой"

Российский национальный оркестр впервые выступил со своим новым художественным руководителем

Тэги: александр рудин, российский национальный оркестр, рно, концерт, зарядье, русская музыка, михаил плетнев


александр рудин, российский национальный оркестр, рно, концерт, зарядье, русская музыка, михаил плетнев Александр Рудин солировал в Виолончельном концерте Мясковского. Фото Ирины Шымчак предоставлено пресс-службой оркестра

Александр Рудин и Российский национальный оркестр выступили в концертном зале «Зарядье» с программой русской музыки. Это первый концерт Рудина в новом статусе, но в этом сезоне не последний – в феврале стартует персональный абонемент дирижера и оркестра в Московской филармонии.

Еще три года назад только теоретически можно было представить, что контракт с основателем оркестра, его вдохновителем, идеологом, в свое время сделавшим коллектив символом свободной России, будет разорван. Увы, пандемия, а за ней и последствия СВО внесли коррективы: статус, заслуги и творческие успехи сегодня совсем не первоочередные факторы для сохранения должности. Впрочем, Михаил Плетнев прекрасно понимал, что руководить оркестром на удаленке невозможно, и предпочел во время карантина остаться на Западе, а февральские события в вопросе возвращения на родину поставили точку. Точку поставил и учредитель, уволив для начала директора оркестра Светлану Рипс, которая скорее всего – как заложник ситуации – стала вынужденной жертвой.

Было понятно, что при обилии кандидатов выбрать нового руководителя оркестру будет не так просто – слишком неординарной, особенной личностью был Плетнев. В результате был выбран Александр Рудин, с которым у оркестра установился творческий контакт: летом они делали любопытную программу для музыкального фестиваля в музее «Новый Иерусалим», в сентябре провели десять дней в «Сириусе» – как резиденты тамошнего летнего фестиваля. Видимо, тут и стало понятно, что Рудин – очевидный претендент в худруки. Министерство сделало предложение, подчеркнув, что окажет музыканту поддержку.

Директор оркестра Ирина Шигорева, продвигая кандидатуру Рудина, шла на очевидный риск. Талантливый музыкант, как и Плетнев, – не только дирижер, но и концертирующий исполнитель (и тут есть момент традиции, преемственности), Александр Израилевич крайне загружен. Понятно, что камерный оркестр Musica Viva, с которым кроме преподавания в консерватории и сотрудничества с региональными коллективами до сих пор было связано основное поле деятельности маэстро, он не оставит. А два серьезных оркестра – двойная нагрузка, ведь это не только репетиции или концерты, но и серьезный гастрольный график. Вот и первый концерт с РНО стал возможен почти через четыре месяца после назначения.

Прошел он, кстати, без помпы, как своеобразную «инаугурацию» его не анонсировали (Рудину вообще несвойственно позерство). Программа была выбрана весьма замысловатая, без сочинений-штампов вроде симфоний Бетховена или Чайковского, подходящих для специальных поводов. Но если взглянуть более пристрастно, то, конечно, обнаружатся специфические вещи, которые можно интерпретировать как своего рода программные. Допустим, русская музыка считается коньком РНО. И Рудин предлагает именно ее. Программа петербургская: Лядов и Черепнин – ученики Римского-Корсакова, Мясковский и Стравинский – ученики Лядова. Здесь можно уловить момент преемственности – скажем, музыку Черепнина включал в программы и Плетнев. Но выбор пьес, их комбинация составляют сложную интеллектуальную комбинацию – и очевидно, что это одно из направлений, которое предлагает Рудин РНО. Так, романтическая прелюдия Черепнина «Принцесса Греза» предваряла Виолончельный концерт Мясковского (Рудин солировал и дирижировал), устремленный к трагической кульминации в последней части. Восемь русских народных песен в обработке для оркестра Лядова, ювелирная штучка, чудесно к тому же сыгранная, – Симфонию в трех движениях Стравинского, послевоенное высказывание композитора, не лишенное свойственной композитору иронии, но довольно образное, особенно в первой, как на поле боя, части.

Концерт этот показал и степень взаимного доверия музыкантов и дирижера, ту «химию», без которой трудно стремиться к успеху. А также нацеленность открыть новые качества друг в друге, что в первую очередь интригует музыкального критика, да и публику.  


Читайте также


Депутаты и чиновники нащупывают пределы самообороны

Депутаты и чиновники нащупывают пределы самообороны

Екатерина Трифонова

Уголовная норма теряет определенность на конвейере следствия и суда

0
834
Об "инокультурности" украинцев в Польше

Об "инокультурности" украинцев в Польше

Выходцы из соседней страны воспринимаются почти как мигранты из Африки

0
1336
В НАТО заговорили о китайско-российской ядерной угрозе

В НАТО заговорили о китайско-российской ядерной угрозе

Геннадий Петров

Генсек альянса призвал "сдерживать" КНР и РФ демонстрацией военного потенциала Запада

0
1976
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
1659

Другие новости