0
1501
Газета День в истории Интернет-версия

27.03.2013 00:01:00

День в истории. 27 марта

Тэги: история. кино, глория свенсон


история. кино, глория свенсон Глория Свенсон – яркая звезда немого кино. Потом пришла пора воспоминаний. Фото неизвестного автора

Огни большого города – есть такое устойчивое словосочетание, во всяком случае с чаплинских времен. Нарядные дома, широкие магистрали с потоками машин, яркие уличные фонари... Урбанистическая социокультурная среда, такая, где должно быть удобно жить.
Ровно 150 лет назад, 27 марта 1863 года, появился один из тех, кто приложил руку к этой модели бытия, – английский инженер и предприниматель Генри Ройс (ум. 1933). Тот, который в партнерстве с Чарльзом Роллсом основал в 1906 году всемирно известную автомобильную и авиационную фирму. Эталон роскоши и респектабельности.
Ну а как насчет дорог и улиц? Никто ведь не строил города в расчете на новые способы передвижения. Хотя кое-где оказались к ним более-менее готовы. Например, благодаря Жоржу Эжену Осману, родившемуся 27 марта 1809 года (ум. 1891), – французскому администратору и градостроителю. В 1853 году он стал префектом департамента Сена и занялся благоустройством Парижа. Кроил, что называется, по живому, и многое было утрачено. Однако удобная сеть бульваров и авеню, прекрасные виды – во многом результат «османизации», как окрестили сей процесс.
И все же главное в любом городе, большом или малом, – это горожанин. Буржуа, бюргер... Этимологические синонимы. Понятия, находящиеся при всем различии смыслов в глубинном родстве. На сегодняшнем календарном листке соседствуют два писателя, чьими персонажами были жители городов. Два очень несхожих писателя из разных стран. Вот только ломаные – да что там, изломанные – линии жизненных перемещений имеют немало общего.
 У немецкого классика Генриха Манна (187–1950) один из романов так и называется: «Маленький город». Картина провинциальных нравов, в которой смысловой центр приходится не на городскую специфику, а на дух несвободы. Как и в еще более известном романе Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана», или в «Верноподданном». Этот социальный критицизм писателя был тесно связан с политической левизною, но никак ею не исчерпывался. У него общечеловеческий контекст.
Эмигрировавший из нацистской Германии, Генрих Манн прожил последние свои годы в США. А из советской России отправился в эмиграцию наш соотечественник, ровно на 10 лет младше, – Аркадий Аверченко (1881–1925). Писатель, упоминаемый с непременными уточняющими дефинициями «сатирик», «юморист», «фельетонист». Вся его литературная биография протекала не столько за домашним письменным столом, сколько в редакциях журналов. «Стрекоза», «Сатирикон», «Новый Сатирикон» – славные страницы в истории русской литературной периодики. Смех, насмешка, взгляд глазами просвещенного горожанина. А результат – все тот же. По крылатому определению самого Аверченко, «осколки разбитого вдребезги».
В тех странах, откуда не надо было бежать, многие специфические конфликты с действительностью, конечно, отсутствовали. Но ведь никуда не деться от драматизма, который присущ  нормальной жизни. Тем более у людей творческих профессий.
Вот, например, история кинематографа. Еще совсем недавно он был немой, с соответствующим художественным языком и со сложившимся кругом звезд, от него неотделимых. Такой звездой раннего киноискусства была американская актриса Глория Свенсон, родившаяся 27 марта 1899 года (ум. 1983). Она начинала с маленьких ролей в фильмах, державшихся на Чарли Чаплине. Потом основала в Голливуде собственную студию, играла главные роли в лентах, имевших большой успех. Но пришел звук, и Глория Свенсон надолго исчезла с экранов. Вплоть до 1950 года, когда маститый режиссер Билли Уайлдер поставил «Бульвар Сансет», который стал для Свенсон новым триумфом. Фильм этот как раз о забытых голливудских звездах и рассказывает, а Глория Свенсон в роли безумной кинозвезды вновь переживает  то, что было с нею самой...
А теперь – из Голливуда снова в наши края. К огням столицы. Сегодня 100 лет со дня рождения замечательного русского поэта и прозаика Александра Яшина (ум. 1968), выходца из вологодской деревни. Деревенская память была его постоянной, ноющей темой, отозвалась в знаменитом очерке «Вологодская свадьба» (1962), вызвавшем множество нападок. Еще больший гнев последовал за рассказом 1956 года «Рычаги», опубликованным в крамольном альманахе «Литературная Москва». Да, Яшин был свой в свободомыслящей московской литературной среде. Из коей, кстати, была и его возлюбленная – поэтесса Вероника Тушнова, ровно на два года младше его (ум. 1965). Ей посвящен яшинский лирический цикл «ВМТ». Вероника Михайловна Тушнова и Верхняя Мертвая Точка. Драма жизни.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
827
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
445
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
456
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
408