0
2261
Газета Экономика Интернет-версия

07.08.2009 00:00:00

Тормозной путь отечественного автопрома

Тэги: автоваз, автопром, кризис


автоваз, автопром, кризис На заводе растет разочарование: поддержка Центра обернулась увольнениями и остановкой производства.
Фото РИА Новости

Вчера в Тольятти в течение часа – с 11 до 12 часов местного времени – напротив Дома культуры и техники АвтоВАЗа проходил митинг, организованный независимым заводским профсоюзом «Единство». Сотрудники предприятия требовали отменить решение администрации завода об остановке с 1 августа производства, о сокращении осенью рабочей недели с 40 до 20 часов и уменьшении в два раза с 1 сентября зарплаты. По данным «Единства», ожидается увольнение около 30 тысяч рабочих. Эксперты «НГ» говорят об упущенных возможностях власти в решении этого вопроса и предрекают повторение пикалевского синдрома.

Напомним: 30 марта премьер прибыл в Тольятти, осмотрел завод и пообещал выделить из бюджета на его поддержку 25 млрд. руб. Эти средства должны были поступить на счета госкорпорации «Ростехнологии», которая обещала предоставить деньги ВАЗу в виде беспроцентной ссуды на один год с правом ее пролонгации. Тогда же он обязал реструктурировать задолженность ВАЗа перед федеральным бюджетом, что дало бы экономию предприятию еще в полтора миллиарда. Однако вместо ожидаемого облегчения своей участи рабочие предприятия были извещены о будущих увольнениях, а конвейер был остановлен с 1 августа.

Митинг был санкционирован мэрией Тольятти. Как сообщили «НГ» в местном УВД, в акции приняли участие свыше 800 человек вместо заявленных 500. В «Единстве» называют другую цифру: 2 тысячи. Охраняли общественный порядок, по данным милиции, 50 сотрудников патрульно-постовой службы. Дополнительные меры «усиления» не принимались.

Событию предшествовали слухи о возможном разгоне митингующих, если количество участников мероприятия превысит норму. Однако эксцессов не случилось. Протестанты быстро заполнили площадь при пересечении улиц Революционной и Фрунзе. Тексты плакатов: «Даешь национализацию!», «Нет – банкротству, да – производству!»,«Гарантировать занятость автостроителям Тольятти!», «Нет сокращениям на ВАЗе!», «ВАЗу – реальную помощь!», «Менеджменту – зарплату рабочих!», «Долой бездарный менеджмент!», «GM-АвтоВАЗ» – зона беззакония». Некоторые требования выглядели вполне конкретными: «Сократить управленческую команду ВАЗа!», «Вернуть старое руководство автозавода!», «Вернуть старую дилерскую сеть!», «Прокуратуре проверить расходы руководства ВАЗа!». Адресат митингующих – отнюдь не нынешнее руководство предприятия, а непосредственно правительство России и его председатель Владимир Путин.

Участвовали в протестной акции на этот раз и представители трех парламентских партий – «Единой России», КПРФ и ЛДПР. При этом тольяттинские единороссы, городскую парторганизацию которых возглавляет в прошлом гендиректор и президент ОАО «АвтоВАЗ», а ныне исполнительный директор по производству Виталий Вильчик, выступать отказались, признав проведение митинга неконструктивным.

Главным требованием митингующих стал пункт о национализации АвтоВАЗа. Председатель профсоюза «Единство» и сопредседатель Межрегионального профсоюза рабочих автопрома Петр Золотарев заявил: нельзя допускать банкротства градообразующего предприятия. И предупредил: массовые протесты ожидаются в октябре, когда люди получат за сентябрь по 5–6 тыс. рублей.

Глава фракции КПРФ в городской Думе Владимир Поплавский предложил программу немедленных мер по восстановлению работы ВАЗа. Она, разумеется, включает в себя национализацию завода. А также запрет на последующую приватизацию, возвращение старого руководства (которое в 2005 году сменили менеджеры из работающей вахтовым методом команды «Рособоронэкспорта»), старой дилерской сети, сокращение на ВАЗе безмерно расплодившегося «офисного планктона» и уменьшение их зарплаты, составляющей, по словам Поплавского, до 100–120 тыс. руб. в месяц.

Минфину, Минюсту и Генпрокуратуре предлагается проверить расходование многомиллиардных средств, выделенных правительством на поддержку АвтоВАЗа и неэффективно израсходованных нынешней командой. Вместе с тем предлагается сократить в два раза количество людей, не занятых в производстве автомобилей. Выступающий подчеркнул, что коммунисты не просят денег у правительства, поскольку от денежных вливаний положение на ВАЗе не улучшается. Принятую участниками митинга резолюцию, куда вошли 12 пунктов программы КПРФ, решено направить президенту Дмитрию Медведеву.


Завод еще не скоро встанет на колеса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Между тем вчерашние события, уверен замдиректора НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский, можно было бы предотвратить: «Если бы в начале года помощь правительства выделялась на четких условиях, под определенную программу реструктуризации, под обязательство завода в течение определенного времени обновить модельный ряд, разработать гибридный двигатель». Именно так, напоминает Бадовский, поступили с предприятиями «Дженерал Моторс»: «Там поддержка государства была четко обусловлена вопросами модернизации автостроения вообще. Через 10–15 лет Америка должна ездить на гибридных автомобилях и малолитражках, а через 20 лет – наполовину на электромобилях. И это очень понятно гражданам. Если бы у нас в начале года произошло обсуждение всех этих вопросов, мы имели бы несколько иную ситуацию».

Любопытный аспект случившегося в Тольятти отмечает в беседе с корреспондентом «НГ» независимый политолог Дмитрий Орешкин: «Рабочие почему-то думают, что в случае национализации их положение улучшится». Это обычный советский миф, подчеркивает эксперт: «Тогда вернутся советские времена – с понятиями планово-убыточного производства, то есть когда завод работает независимо от того, производит он продукцию, пользующуюся спросом, или наоборот. Это как в колхозах: людям выдавали зарплату, несмотря на то что пшеницу СССР покупал в Канаде».

Перекладывая свои заботы на государство, люди надеются получать стабильную зарплату. Однако, замечает Орешкин, при этом они почему-то не требуют, чтобы производство работало лучше: «Наоборот, они этого не хотят, потому что для них это означает переход на новый уровень интенсификации труда, то есть означает повышение производительности труда, что опять-таки связано с сокращениями: меньшее число людей должно производить большее число автомобилей. Это, с одной стороны, признак инфальтиности людей, с другой – понятно, что, если им не платят зарплату, они хотят перекинуть это на бюджет. Но если все предприятия получат желаемое, то мы опять будем платить за то, что нам не нужно».

Ситуация патовая, считает Орешкин: «Если работники ВАЗа получат требуемое, того же потребуют жители остальных моногородов. Как это было после приезда Владимира Путина в Пикалево».`

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1642
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2056
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3048
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2252

Другие новости