0
15243
Газета Экономика Печатная версия

09.03.2023 21:06:00

Пенсионную реформу подвергнут ревизии

Получателей выплат стало меньше, зарплатного неравенства и рисков безработицы пожилых – больше

Тэги: пенсионная реформа, негативные последствия, новации, пенсионные накопления, пенсионный возраст, зарплатное неравенство

Все статьи по теме "Пенсионная реформа"

пенсионная реформа, негативные последствия, новации, пенсионные накопления, пенсионный возраст, зарплатное неравенство Глава Минтруда Антон Котяков стоит на страже ключевых параметров пенсионной системы РФ. Фото РИА Новости

Спустя несколько лет после старта пенсионной реформы экономисты объявили в том числе о негативных последствиях как повышения пенсионного возраста, так и новаций в системе пенсионных накоплений. В апреле на Ясинской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) будут обсуждаться такие проблемы, как риск безработицы в старших возрастах, зарплатное неравенство между молодыми и пожилыми работниками, урезание прав работающих пенсионеров, а также низкая доходность инвестирования пенсионных накоплений частными фондами. Укажут экономисты и в принципе на недостаточную научную обоснованность пенсионных изменений.

В первой половине апреля в Москве состоится XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция, которая ежегодно становится площадкой для обсуждения актуальных проблем развития экономики и общества.

Одна из таких проблем – последствия пенсионных изменений. Сразу в нескольких докладах проводится ревизия пенсионной реформы, предполагающей как повышение пенсионного возраста, так и корректировку системы пенсионных накоплений.

«В 2019 году в России началась реформа по повышению пенсионного возраста. За период 2019–2022 годов он был повышен с 55 до 57 лет для женщин и с 60 до 62 лет для мужчин… Основным эффектом от такой реформы с точки зрения пенсионной системы стало снижение численности пенсионеров по старости», – сообщается в аннотации к докладу «О влиянии повышения пенсионного возраста на российский рынок труда» (автор – старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок).

По данным Социального фонда России, всего пенсионеров по старости на начало 2023 года в РФ насчитывалось примерно 34,27 млн человек против 34,64 млн на начало 2022-го. То есть за год их стало меньше примерно на 370 тыс. человек.

Это «позволит хотя бы отчасти сбалансировать доходы и расходы пенсионной системы, сохранив уровень пенсий без наращивания объема межбюджетных трансфертов», следует из аннотации. Такой результат относится в докладе к положительным эффектам реформы.

Правда, руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, комментируя эти данные, обратила внимание на то, что сокращение численности пенсионеров по старости – это, «к сожалению, вероятно, последствие не только пенсионной реформы, но и пандемии коронавируса».

«Другим ожидаемым положительным эффектом для российской экономики стало повышение экономической активности населения старших возрастов», – продолжил Ляшок. Хотя в целом за период 2018–2021 годов уровень экономической активности населения РФ снизился с 62,8 до 62,4%, однако по отдельным возрастным группам, в первую очередь затронутым пенсионной реформой, наблюдался значительный рост данного индикатора.

«За три года этот показатель увеличился для 55–59-летних женщин на 8,8 процентных пункта и для 60–64-летних мужчин на 8,2 процентных пункта. Заметный рост за этот период также наблюдался и в близких возрастных группах», – уточнил Ляшок.

В результате, по данным исследователя, средний возраст выхода с рынка труда, остававшийся практически неизменным на протяжении прошлого десятилетия, на протяжении последних четырех лет начал активно расти. И как сообщается, к 2021 году для мужчин этот показатель достиг почти 63 лет, а для женщин – 60,5 лет (см. также «НГ» от 05.03.23). По оценкам Беленькой, в итоге «главным бенефициаром повышения пенсионного возраста, как представляется, стало государство, которое и инициировало эту реформу».

И теперь, спустя несколько лет после старта пенсионной реформы, экономистами открыто ставится вопрос в том числе о негативных последствиях таких новаций. «Стоит отметить, что удлиненная продолжительность трудовой жизни привела к незначительному увеличению рисков безработицы в старших возрастах, – сообщил в аннотации Ляшок. – Риски безработицы среди населения старших возрастов обычно ниже, чем у более молодых возрастных групп, что объясняется особенностями поведения пожилых на рынке труда: при увольнении они зачастую уходят с рынка труда, переставая искать новую работу».

Хотя и в 2021 году эта тенденция сохраняется, по сравнению с 2018-м уровень безработицы 60–64-летних мужчин увеличился с 2,9 до 3,6%, 55–59-летних женщин – с 2,6 до 3,1%, следует из аннотации.

«Еще одной негативной тенденцией увеличения пенсионного возраста стало расширение зарплатного неравенства между молодыми и старшими возрастными группами, – продолжил Ляшок. – И до начала пенсионной реформы лица среднего возраста (30–40 лет) получали в среднем на треть выше, чем лица старших возрастов, однако за последние несколько лет этот разрыв только увеличился, так как люди были вынуждены соглашаться на более низкооплачиваемую работу». В результате, если в среднем номинальные зарплаты за период 2017–2021 годов выросли на 48%, то для возрастных групп от 55 лет и старше – только на 40–42%, сообщает он (см. также «НГ» от 03.08.21, 05.07.22).

Другой аспект – преобразования системы пенсионных накоплений. Профессор Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Абрамов и старший научный сотрудник лаборатории Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Мария Чернова в докладе «Инвестирование пенсионных накоплений: уроки прошлого и взгляд в будущее» напоминают, что «в январе 2002-го в пенсионной системе России стала формироваться накопительная пенсия, а во второй половине 2022-го Минфин выступил с инициативой ее прекращения и трансформации в добровольные формы сбережений».

Исследователи оценивают результаты инвестирования пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) за 2004–2021 годы. Выяснилось, что на этом временном горизонте доходность портфелей пенсионных накоплений в НПФ, как и портфелей под управлением Государственной управляющей компании (ГУК), «незначительно, лишь на несколько процентных пунктов, превышала показатель накопленной инфляции». «Однако по показателю чистой доходности портфели НПФ существенно проигрывали как инфляции, так и доходности портфелей под управлением ГУК», – добавили авторы.

Они вычислили оптимальные с точки зрения максимизации скорректированной на риск доходности портфели и сравнили их с фактическими портфелями НПФ. «Низкая доходность инвестирования пенсионных накоплений в НПФ на 18-летнем временном горизонте во многом объясняется не только плохим отбором конкретных выпусков ценных бумаг в портфель фондов, но и существенными отклонениями фактического распределения портфелей НПФ от оптимального», – пришли исследователи к выводу.

Абрамов и Чернова утверждают, что «отклонение фактических портфелей от оптимальных усилилось с 2015 года после введения государственной системы страхования пенсионных накоплений». «Данная система помогла предотвратить наиболее грубые нарушения НПФ, однако не позволила повысить эффективность НПФ, вызвав эффект «стадного поведения» фондов и их склонность к инвестированию в наименее рискованные активы в ущерб доходности портфелей», – считают экономисты.

К похожим выводам о неэффективности приходят и другие эксперты. «По факту накопительная пенсионная система не дала нужного результата», – считает директор департамента компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

Кроме того, по мнению авторов доклада, «досрочное свертывание реформы пенсионных накоплений по прошествии 20 лет с момента ее начала не позволяет в полной мере проявиться преимуществам накопительной пенсии перед страховой». «Введение масштабных преобразований пенсионных накоплений должно предполагать соблюдение стабильных «правил игры» на протяжении 40-летнего временного горизонта накоплений и 20-летнего периода последующих выплат», – сообщают Абрамов и Чернова.

Судя по данным, которые приводятся в аннотации, определенные модели позволяют предполагать, что при 40-летнем периоде накоплений возможно достижение совокупного коэффициента замещения пенсией утраченного заработка на уровне 75% «для основной массы застрахованных лиц со средним уровнем заработной платы».

Один из выводов исследователей сводится к тому, что «система пенсионных накоплений должна в полной мере учитывать потенциал вложений в акции национальных эмитентов и глобальной диверсификации портфелей».

Правда, рекомендация вкладывать пенсионные накопления в акции – особенно с учетом неопределенности на фоне нового санкционного витка – тоже выглядит спорно. И отсюда следует еще один вывод, который объясняет и негативные эффекты повышения пенсионного возраста, и многолетнюю чехарду с пенсионными накоплениями граждан.

«Основная причина практических проблем и негативных последствий проведенных мероприятий (накопительная пенсия, пенсионная формула, секвестирование прав работающих пенсионеров) заключается в отсутствии и/или недостаточной их научной обоснованности, а также их незавершенности (досрочные пенсии, корпоративные пенсии, тарифная система, оптимизация межбюджетных расчетов, формирование прав самозанятых работников и др.)», – сообщается в аннотации к докладу профессора Финансового университета Аркадия Соловьева «Проблемы актуарного обоснования оптимизации государственной пенсионной системы».

Если же говорить отдельно именно о работающих пенсионерах по старости, то, напомним, за минувший год их численность сократилась более чем на 600 тыс. человек. Притом что численность неработающих пенсионеров даже увеличилась – более чем на 200 тыс. человек.

Тем самым несколько сотен тысяч пожилых работников покинули рынок труда не из-за демографических факторов и не из-за эффектов пенсионной реформы, а именно из-за того, что они просто уволились. Судя по всему, с целью восстановиться затем на рынке труда с более высокой пенсией (см. «НГ» от 13.02.23).

Впрочем, та ревизия, которой подвергнут пенсионную реформу экономисты, еще не означает, что в пенсионную систему РФ действительно будут вноситься новые корректировки. По крайней мере в начале марта, отвечая на вопросы депутатов, глава Минтруда Антон Котяков сообщил: «Мы у себя внутри министерства новых предложений к новой пенсионной реформе не формируем». «Пенсионную реформу с точки зрения параметров пенсионного возраста, порядка начисления расчета пенсии мы в министерстве не готовим», – уточнил министр. 


статьи по теме


Читайте также


Какой космос нам нужен

Какой космос нам нужен

Андрей Ваганов

Пока все более или менее значительные проекты отнесены на начало 2030-х

0
2549
Изъятие российских активов лишит Запад прибылей

Изъятие российских активов лишит Запад прибылей

Ольга Соловьева

На замороженных средствах Европа может заработать до 20 миллиардов евро к 2027 году

0
4010
Как все-таки сделать "Сколково" территорией, где процветает хай-тек

Как все-таки сделать "Сколково" территорией, где процветает хай-тек

Закрытые инновации

0
3729
Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Анастасия Башкатова

Россияне заинтересовались трансформацией "замороженных" накоплений

0
4078

Другие новости