0
7805
Газета От редакции Печатная версия

31.10.2023 17:53:00

Космос как рекламный носитель

О возможных показателях эффективности пропаганды космической деятельности

Тэги: космическая деятельность, пропаганда, роскосмос, спутники, серийное производство, финансирование, частный бизнес


космическая деятельность, пропаганда, роскосмос, спутники, серийное производство, финансирование, частный бизнес Фото КЦ "Южный"\ЦЭНКИ\roscosmos.ru

На днях генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов в эфире ТВ-канала «Россия 24» заявил о неконкурентоспособности российских спутников. По словам Борисова, российская орбитальная группировка спутников представляет 2,5% от общемировой: в США могут производить 3 тыс. спутников в год, в Китае – до 1,5 тыс., в России – 40. Отсюда – задача для Роскосмоса: переход к серийному производству спутников в РФ.

Понятно, что прежде всего решение этой задачи потребует соответствующего увеличения финансирования космической отрасли (не только спутникостроения). Источники такого финансирования могут быть разные, в том числе и широкое привлечение частного бизнеса. Например, такой вариант. 23 октября 2023 года группа депутатов от партии «Единая Россия» зарегистрировала в электронной базе Госдумы законопроект, который дает право Роскосмосу размещать рекламу на космической технике и объектах космической инфраструктуры.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «госкорпорацией «Роскосмос» проведены исследования потенциального спроса на наружную рекламу на объектах космической инфраструктуры и рекламу на космической технике, по итогам которых подтверждена заинтересованность крупных российских банков и страховых компаний». Подсчитан и потенциальный доход: он «может составить до 200 млн руб. ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн руб. ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры».

Прибыль от этой рекламной деятельности предполагается «в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов госкорпорации «Роскосмос». Расценки для рекламодателей будет утверждать правительство.

Вопрос, который естественно возникает: ради этих денег – 5 и 200 млн руб. – вносятся поправки в федеральный закон? Хотя и эти деньги, конечно, не будут лишними, но все-таки это очень похоже на форму мягкого принуждения «крупных российских банков и страховых компаний» к софинансированию Роскосмоса. Для сравнения: бюджет вышедшего весной этого года в прокат фильма «Вызов», участие в финансировании производства которого принимал и Роскосмос, составил около 1 млрд руб. По данным Единой автоматизированной информационной системы, по состоянию на 15 октября кассовые сборы фильма составили более 2 млрд 157 млн руб. Экономический эффект вроде бы налицо.

Однако можно было бы предположить, что эффект будет оцениваться и по повышению уровня интереса в обществе к космической тематике. Но этого не происходит. В конце октября пресс-служба Роскосмоса сообщила, что срок подачи документов для участия в четвертом открытом отборе в отряд космонавтов продлен с 30 октября до 20 декабря 2023 года. Объявление о наборе было сделано в июле. По данным на август, было подано 20 заявлений.

Надо сказать, что в мире существуют впечатляющие примеры эффективности рекламы астрономии, космической деятельности, космических исследований. Так, с 2012 по 2015 год в Британии число студентов-физиков выросло почти в полтора раза. Для такого короткого временного отрезка показатель, прямо скажем, удивительный! По мнению экспертов, такой скачок связан, в частности, с успехом у публики научно-фантастических фильмов «Интерстеллар» и «Гравитация». Первый – фактически наглядное популярное пособие по теории относительности Эйнштейна, а второй – научно-популярный треш об относительно недалеком будущем международного сотрудничества на космических орбитах…

Может быть, нам следовало бы задуматься о том, чтобы рекламировать не столько финансовые организации с помощью космоса, сколько космос с помощью финансовых организаций. Кстати, Совет по космосу при президенте РФ, который предлагалось создать еще в 1992 году для выработки космической политики, не создан до сих пор. А с января 2023 года «астрономия» исключена из перечня обязательных школьных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения РФ. 


Читайте также


Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Михаил Сергеев

Высокий уровень совместительства врачей снижает доступность и качество медпомощи в РФ

0
3273
Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Анастасия Башкатова

От продолжительной жизни до экономики данных – окончательный список стратегических целей пока не готов

0
3121
Россия может потерять 40% научно-технологического потенциала

Россия может потерять 40% научно-технологического потенциала

Михаил Сергеев

Страна утрачивает исследовательские заделы и инженерные школы

1
7249
Белорусская пропаганда выходит на космический уровень

Белорусская пропаганда выходит на космический уровень

Дмитрий Тараторин

Успешный полет на орбитальную станцию включен в список достижений Лукашенко

0
3158

Другие новости