БУКЕРУ НРАВИТСЯ "ПОРНО"
Исторический прорыв на английском Букере: жюри премии объявило о смене ориентации на недавно состоявшейся пресс-конференции, посвященной букеровскому шорт-листу. Председатель жюри профессор Лиза Джардин (Lisa Jardine) сказала решительное "нет" "напыщенному и претенциозному худлиту", которому Букер отдавал предпочтение последние тридцать лет. Букер стал вызывающе старомоден и нуждается в кардинальной смене имиджа: отныне предпочтение будет отдаваться популярным жанрам и так называемым "массовым писателям", "время же литературных тяжеловесов прошло", - резюмировала профессор Джардин. Член букеровского жюри писатель и критик Дэвид Бэддиэл (David Baddiel) был еще более радикален, описывая "порочную схему", сложившуюся в английской критике, литературе и премиальной жизни: "Складывается впечатление, что писатели, издатели и критики вступили в заговор: писатели пишут серьезные толстые романы, заранее рассчитывая на благосклонность жюри, но их помпезная претенциозность в поднятии "больших тем" начинает отдавать дурным вкусом. В то время как в массовой литературе есть имена, которые уже прямо сейчас можно выдвигать на Букер".
"В идеале, - добавила Джардин, - все мы должны отправиться в ближайший книжный магазин и выяснить, кого мы за все это время упустили". Однако представленный на конференции букеровский шорт-лист никак не подкреплял прозвучавшую риторику: роман Зади Смит, например, полностью удовлетворяющий "новым требованиям" Букера, в него не вошел. "Проблема не в том, почему Зади Смит потерпела неудачу, а в том, почему победили другие", - считает Джардин. На вопрос, какие из новейших романов наиболее симпатичны самой Джардин, она ответила: "Порно" Ирвина Уэлша".
БЛИЖЕ К НАРОДУ
Еще один принципиальный критик Букера писатель Уилл Селф, в недавнем интервью ВВС разгромивший порочную идеологию "этих литературных старперов", написал свой очередной рассказ в квартире без отопления и туалета, участвуя в акции "Все выше и выше" (Further Up in the Air) в рамках прошедшего в Ливерпуле биеннале. Двенадцать художников расселили по квартирам предназначенного к сносу многоэтажного кондоминиума, в котором они и должны были создать свои шедевры. При этом Селф выбрал самые спартанские апартаменты: помещение, которое он занял, было обесточено и не отапливалось. Вся обстановка состояла из стола, стула, пишущей машинки, словаря, термоса и кофейной чашки. Из-за экономического кризиса Северный Ливерпуль превратился в безлюдную зону, застроенную спальными многоэтажками. Сейчас их сносят, и организаторы биеннале решили отдать дань памяти индустриальному прошлому этого района. Кстати, два романа Уилла Селфа будут изданы в издательствах "Независимая Газета" и "Ad Marginem".