0
1166
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.03.2006 00:00:00

На Украине не видно административного ресурса

Тэги: украина, выборы, уолландер


украина, выборы, уолландер Приход к власти Виктора Януковича может стать препятствием для экономического, политического и военного сближения Украины с Западом.
Фото Reuters

-Госпожа Уолландер, наблюдатели отмечают, что Россия не стремится афишировать свои предпочтения в предвыборной гонке на Украине. Вы разделяете это мнение?

– Российские чиновники четко дали понять, что отдают предпочтение Партии регионов, возглавляемой бывшим премьером Виктором Януковичем, и украинскому олигарху Ринату Ахметову. Эти предпочтения обусловлены вполне понятными факторами: база Партии регионов – это Восточная Украина, имеющая близкие экономические, культурные и социальные связи с Россией; можно также предположить, что руководство партии более заинтересовано в развитии экономических и политических отношений с Россией, чем с Европой, особенно в контексте Единого экономического пространства; наконец, лидеры Партии регионов меньше настроены на трансатлантическую интеграцию Украины.

Другие партии, противостоящие друг другу на выборах в Раду, входят в оранжевую коалицию, которая победила на президентских выборах в декабре 2004 г. И не следует забывать, что для Кремля они символизируют провал его попыток помочь режиму Кучмы/Януковича провести махинации на выборах для сохранения власти. Российское руководство во главе с Владимиром Путиным управляет своей страной в силу похожих мошеннических политтехнологий, лишающих российских граждан возможности избрать своих лидеров в ходе честных и свободных выборов, а также привлечь руководство к ответу за его политику. Поэтому провалы на Украине и в Грузии Кремль рассматривает как угрозу собственному правлению. Торговые и культурные связи между Россией и Украиной являются законными национальными интересами, которые должны лежать в основе российской внешней политики. При этом боязнь, испытываемая Кремлем в отношении честных и свободных выборов в постсоветских государствах, – это узкий интерес нынешних российских властей.

С учетом вышесказанного становится понятно, почему Кремль занял более сдержанную позицию в отношении нынешних выборов в сравнении с 2004 г. Москва выразила определенные предпочтения. Но на этот раз она не вмешивается так активно и непосредственно в ход выборов. Отчасти причина тут в ограниченных возможностях: у руля на Украине сейчас не те люди, которые бы отвечали предпочтениям Кремля, таким образом последний не может сотрудничать с ними в деле проведения мошеннических выборов. Но дело здесь также и в том, что Москва учла уроки 2004 г.: прямое вмешательство в выборы тогда вызвало негативную реакцию на Украине и, возможно, даже подтолкнуло украинцев воспротивиться подтасованным результатам. Российские действия не только не предотвратили оранжевую революцию, но и помогли создать условия для нее. Признав это, правительство президента Путина и его политтехнологи остановились на менее афишированном подходе, поскольку не желают мотивировать более высокую явку тех, кто проголосовал бы за оранжевые партии.

– Какие результаты выборов на Украине устроили бы Запад? Что в этой связи можно сказать о Москве?

– Надежды Запада относительно выборов лежат в двух плоскостях. Первое (и самое важное) – выборы должны быть проведены свободно и честно, международные и местные наблюдатели должны иметь возможность беспрепятственно наблюдать и сообщать о ходе голосования, а украинское законодательство по выборам и международные стандарты должны быть соблюдены. США в долгосрочной перспективе заинтересованы в развитии Украины и ее евро-атлантической интеграции. И эти интересы могут быть осуществлены, только если Украина сумеет развить институты и процедуры стабильной демократии. На этом уровне – уровне стратегических американских интересов в Европейском и Евроазиатском регионах – несущественно, кто победит на украинских выборах, так же как и несущественно, кто выйдет в лидеры на выборах в Германии, в Великобритании или в Польше. США заинтересованы прежде всего в отношениях со странами, а не с теми или иными лидерами. Пока Украина продолжает идти по пути демократических преобразований и имеет правительство, избранное гражданами, это удовлетворяет долгосрочным американским интересам.

В то же время нельзя отрицать, что различные демократически избранные правительства по-разному отвечают интересам США. Для Вашингтона достаточно, чтобы Украина была демократической страной, но было бы еще лучше, если бы она выступила за глобальную и трансатлантическую интеграцию. Судя по политике и заявлениям Януковича, можно справедливо отметить: маловероятно, что, стань он следующим премьером, он бы поддержал активную политику страны в отношении глобальной и трансатлантической интеграции. Это стало бы препятствием для более близкого экономического, политического и военного сближения. Однако, если выборы, которые привели бы Януковича к власти, были бы действительно честными и свободными, США пришлось бы признать, что получившееся в результате голосования правительство – это выбор украинских граждан.

Не могу с уверенностью сказать, волнует ли российские власти, насколько честными и свободными будут украинские выборы. Возможно, это прозвучит слишком резко, но с учетом того, что президент Путин немедля поздравил Александра Лукашенко с победой на очевидно подтасованных и идущих вразрез со всеми условиями свободных и честных президентских выборах в Белоруссии, многое говорит в пользу того, что российскому руководству интересны лишь результаты.

В то же время российские власти, несмотря на свои предпочтения украинскому правительству, возглавляемому Партией регионов, смирились бы и с необходимостью сотрудничества с новым оранжевым премьер-министром.

– Какое впечатление сложилось у вас о предвыборной кампании на Украине? Будут ли выборы там свободными и честными, на ваш взгляд?

– Предвыборная кампания до сих пор шла открыто и честно. Партия регионов и другие, не входящие в правительство объединения (включая партию Юлии Тимошенко, критикующей президента Ющенко), могли свободно вести кампанию. У них был доступ к СМИ, они могли встречаться с избирателями, их представители войдут в состав избирательных комиссий и групп наблюдателей. Возможны локальные нарушения в день выборов, но нет систематического общенационального использования «административного ресурса» с целью создания превосходства для правящей партии, как это было в 2004 г. В отличие от Белоруссии люди имеют возможность пообщаться с кандидатами, те могут проводить митинги, а политиков произвольно не арестовывают и не задерживают.

В случае нарушения процедур я надеюсь, что местные и международные наблюдатели задокументируют и обнародуют эти факты. Мониторинг выборов должен заставить власти быть честными и ответственными. Это относится в том числе и к правительству президента Ющенко.

Обстановка в стране позитивная, поскольку граждане проявляют заинтересованность, активность и им известно, из кого выбирать. Раздается немало критики в адрес нынешнего правительства за его политические провалы прошлого года, которых было немало. Мне очень жаль, что эти провалы имели место, прежде всего я имею в виду неспособность создать атмосферу транспарентности, условия для притока иностранных инвестиций и экономического роста, для борьбы с коррупцией в правительстве и в бизнессобществе. И все же я думаю, что в долгосрочной перспективе способность украинских граждан критиковать и привлекать власти к ответу поможет стране превратиться в процветающее и успешное государство.

– Как могут повлиять на исход голосования внешние факторы (газовый кризис с Россией, недавние выборы в Белоруссии, периодические сигналы поддержки США и Европы в адрес официального Киева)?

– Внешние факторы, которые вы перечислили, действительно могут в какой-то мере сказаться на выборах, ведь они способны отразиться на отношении украинских избирателей к своим лидерам. Некоторые украинцы винят в газовой войне Россию, другие – возлагают вину на своего президента. Некоторых на Украине привлекает идея превращения их страны в интегрированное европейское государство, и они поддерживают правительство Ющенко за прогресс на пути к вступлению страны в НАТО. В то же время немало тех, кто не хочет, чтобы Украина больше интегрировалась в Европу, и это приводит к тому, что они отказывают в поддержке нынешним властям. Многие украинцы выступают против политики, которая могла бы повредить российско-украинским отношениям. И президенту Ющенко, если он хочет получить голоса этих избирателей, необходимо найти способ убедить их, что его политика развития страны необязательно должна испортить ее отношения с Россией.

На данный момент, на мой взгляд, существует раскол между украинскими избирателями, стоящими перед выбором между Европой и Россией. Я не думаю, что выбор обязательно должен быть именно таким. В то же время это вполне можно понять с учетом атмосферы оранжевой революции, крайне неприятной конфронтации вокруг газопроводов и риторике западного «вмешательства» в «цветные революции».

Важнее всего для избирателей, как может отразиться политика правительства и его оппонентов на их повседневной жизни: экономике, социальной сфере, занятости, школах... Большие вопросы внешней политики влияют на эти первоочередные озабоченности избирателей, но они – не ключевые. Лидеры прежде всего должны выправить внутреннюю политику, если они хотят добиться поддержки избирателей.

– Какой будет внешняя политика Киева на российском и на западном направлениях после выборов? Ваш прогноз?

– Думаю, что во внешней и в оборонной политике произойдут лишь небольшие изменения. Согласно новому положению Конституции, Рада изберет премьера и большинство министров кабинета, но выбирать министра обороны и иностранных дел по-прежнему будет президент. Отвечать эти министры также будут президенту. Так что вероятно, что Ющенко оставит на посту оборонного ведомства Анатолия Гриценко, МИДом продолжит руководить Борис Тарасюк, а внешняя и оборонная политика страны сохранится. Поскольку оба этих политика активно и успешно выступают за евро-атлантическую интеграцию Украины, следует ожидать, что страна продолжит делать успехи на этом пути вне зависимости от исхода выборов.

При этом для внешней политики важно, кто станет премьером. Чтобы Украина вошла в Европу, будь то через НАТО, или через ЕС, или как-то иначе, потребуются серьезные и трудные реформы политических институтов и экономической политики. А это – сфера ответственности премьера. Если Партии регионов удастся получить достаточное большинство для формирования правительства без оранжевых партий, премьер-министр сможет, если решит, блокировать прогресс евро-атлантической интеграции.

С другой стороны, если большинство в Верховной Раде получит оранжевая коалиция, следует ожидать подтверждения нынешнего курса властей на глобальную и евро-атлантическую интеграцию. Вероятно, что оранжевая коалиция извлечет важный урок из провалов: они поймут, что неспособность выполнять обещания, данные народу в декабре 2004 г., едва не стоила им права находиться у власти. Это, надеюсь, научило бы нынешние украинские власти серьезно подходить к реформам, которые они обещали, чтобы начать улучшать условия жизни граждан. Если же урок не будет усвоен, Киев может сохранить дружественные отношения с США и Европой (а также, надеюсь, с Россией), но в ближайшие годы прочной основы для глубокой интеграции или партнерства с трансатлантическим сообществом не появится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
348
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
444
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
358
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
304

Другие новости