0
1990
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.09.2025 17:45:00

Сколько нужно судов для рыбного хозяйства страны

В режим максимального замещения промышленного импорта не смог перейти даже СССР

Валентин Балашов
Родился 27 сентября 1962 года в Мурманске. В 1982 году закончил Мурманское мореходное училище им. И.И. Месяцева, в 1988 году Мурманское высшее инженерное морское училище им. Ленинского комсомола. Инженер-судоводитель. Работал на судах рыбопромыслового флота. С 1992 по 2002 год – генеральный директор внешнеэкономического объединения «Внештерминал». В 2002 году – заместитель генерального директора ФГУП «Мурманский морской рыбный порт». С 2005 по 2007 год – начальник отдела развития прибрежного рыболовства департамента рыбной промышленности Мурманской области. В 2007 году назначен на должность руководителя Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. С 2008 по 2012 год – сопредседатель Постоянного Российско-Норвежского комитета по вопросам управления и контроля за рыболовством, представитель РФ в Международной Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО). С 2014 года по настоящее время – руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.

Об авторе: Валентин Валентинович Балашов – председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.

Тэги: рыба, рыбный промысел, рыболовецкие суда, рыболовный флот, экономика


рыба, рыбный промысел, рыболовецкие суда, рыболовный флот, экономика Фото Reuters

Федеральное агентство по рыболовству недавно сообщило, что в рамках программы инвестиционных квот на российских верфях построены 47 морских судов для рыбного хозяйства. 47 судов за 7 лет – это много или мало? С чем сравнить результат для того, чтобы можно было дать объективную оценку?

В отечественном рыбном хозяйстве схема «квоты под киль» была запущена в 2018 году. По замыслу Росрыболовства, эта мера была нацелена на привлечение в отрасль частных инвестиций. Реализация схемы состоит из двух этапов, под каждый приняты свой федеральный закон и соответствующие подзаконные акты. В рамках первого этапа инвесторы заключили 107 договоров на строительство различных типов судов. В рамках второго заявлялся 31 объект инвестиций. В сумме до 2030 года – 138 судов.

О «квотах под киль» на разных этажах государственной власти говорили много. Как правило, восторженно. Иногда продолжают вспоминать и сейчас, например в Совете Федерации. Правда обсуждение идет уже с другим настроением. Первый этап программы выполнен только на 40%, сроки сдачи объектов критически нарушены, а стоимость судов значительно возросла, обнулив экономические ожидания рыбаков. Заказчиками уже расторгнуты два десятка договоров с верфями и формируется соответствующая тенденция. Что будет дальше – уже можно спрогнозировать.

47 морских судов для рыбного хозяйства собраны преимущественно на основе иностранного судового оборудования. Ведь, за редким исключением, в России отсутствует производство такового. Наше – это корпус и отдельные судовые системы. Вся начинка – импорт. Пока ситуация в принципе не изменилась. В чем дело? А дело в том, что причины неразвитости отечественного судостроения для нужд рыбаков на самом деле серьезней, чем может показаться на первый взгляд.

Более 100 лет назад разработчики первого в мире плана построения социализма исходили из идеи о целенаправленном управлении деятельностью людей. По их убеждению, развитие общества диктуется идеологией, а не экономикой, и должно быть искусственно организуемым процессом. С того времени в нашей стране на государственном уровне утвердился внерыночный подход принудительного территориального размещения производительных сил.

В 1960-е годы в результате долгих поисков централизованной модели управления народным хозяйством были подготовлены Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР и непосредственно связанная с ней Генеральная схема расселения населения СССР. Ни о каких классических рыночных отношениях в сфере производства речь не шла. Трудовые ресурсы распределяли по окончании профессиональных учебных заведений, гигантские расстояния и межотраслевая логистика плановиков не смущали, а затраты производства имели учетно-отчетный смысл. Главным было другое – лимиты и фонды (фактическое субсидирование), выделяемые государством под им же поставленные цели.

В этом контексте были утверждены задачи, структура и территориальное размещение предприятий кораблестроения и судостроения. Главный целевой заказчик кораблестроения, отрасли с высокой степенью территориальной концентрации основных фондов и трудовых ресурсов, – военно-морской флот. Рыбацкое судостроение с точки зрения Госплана – это второстепенное гражданское производство с низкой степенью концентрации производительных сил, разбросанных по всей стране.

Сегодня мы продолжаем жить и работать по советским «схемам» 1966 года, только условия стали принципиально другие, рыночные, и эти социалистические «схемы» уже не подходят.

Для создания флота рыбной промышленности в Советском Союзе с 1952 по 1991 год было построено более 7,5 тыс. морских судов различных типов. Серия однотипных проектов в 100 единиц была обычным делом. В среднем тогда рыбакам ежегодно передавали примерно по 190 новых бортов: сейнеров, траулеров, краболовов, тунцеловов, различных плавбаз и транспортных рефрижераторных судов.

Каким образом достигались такие внушительные результаты? Секрет прост. В среднем (по водоизмещению и производительности) более 70% флота Министерство рыбного хозяйства СССР заказывало на зарубежных верфях. В РСФСР на судостроительных предприятиях Астрахани, Волгограда, Рыбинска, Хабаровска, Ленинграда, Петрозаводска, Зеленодольска, Николаевска-на-Амуре, Азова и Ейска строили 100% малых и 40% средних рыболовных судов. Не менее 60% среднетоннажных и 80% крупнотоннажных добывающих и перерабатывающих судов-фабрик, больших транспортных рефрижераторов покупали за границей. И именно эта часть флота являлась фундаментом советской рыбной индустрии.

Таким образом, у нас более полувека формировались производительные силы отраслей машиностроения, рассчитанные на создание малого и среднего, в технологическом отношении относительно простого рыболовного флота. Неудивительно, что в части, касающейся современных крупных и средних рыболовных судов-фабрик, в стране до сих пор отсутствует производство системообразующих элементов: главные и вспомогательные двигатели, траловые комплексы, краны, рыбфабрики, навигационное и рыбопоисковое оборудование…

В этой связи широко обсуждаемое стремление ускоренно перейти в режим максимального замещения промышленного импорта в первый момент вызывает общественный восторг. Но вскоре возникает много вопросов. Производительные силы (профессиональные трудовые ресурсы и современные производственные фонды) не создают за «пару лет», на это требуется время – десятилетия.

Сейчас многое изменилось в глобальном размещении производительных сил. Мировой производственный цех судостроения сконцентрирован в одном регионе земного шара: Китай, Южная Корея и Япония. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), суммарная доля мирового новостроя морских судов в этих странах составляет 94%. Там строят все. Потому что производительность труда выше, а затраты ниже. Большинство известных брендов судового оборудования перенесли свои производства именно в эту часть планеты.

А что делать нам? Вопрос серьезный, стратегический. Можно, конечно, игнорируя реальность, попытаться «сделать решающий шаг». Пошуметь. Но скорее всего нужно спокойно и адекватно оценивать возможности собственного развития в той или иной сфере производственной деятельности, просчитывать все наперед и принимать соответствующие решения. Тем более что опыт есть. Ведь, несмотря на известные идеологические особенности советской системы, сложную международную обстановку в этой связи, благодаря руководителям правительства и рыбной отрасли в то время установились прочные деловые отношения с судостроительными фирмами очень многих стран. В результате был создан современный флот рыбной промышленности Советского Союза – крупнейшей рыболовной державы мира. А пока – 47 судов за 7 лет. 


Читайте также


В России случилось октябрьское экономическое чудо

В России случилось октябрьское экономическое чудо

Михаил Сергеев

Аномальный рост в одном осеннем месяце не уменьшил рисков наступления рецессии в 2026 году

0
3284
Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Михаил Сергеев

"Фактор Долиной" действует уже сейчас

0
1725
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
3443
Сокол подталкивает Коновалова к очередному вето

Сокол подталкивает Коновалова к очередному вето

Дарья Гармоненко

Верховный совет Хакасии и глава республики возобновили финансовый конфликт с политическим подтекстом

0
2688

Другие новости