0
1837

18.03.2004 00:00:00

Язычники на соломе

Тэги: арутюнова, идеология, болезни, Средние века


Юлия Арнаутова. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. - СПб.: Алетейя, 2004, 398 с.

По названию книги нетрудно догадаться, что ее содержание на редкость разнообразно: тут тебе и колдуны, и святые, да еще и история средневековой медицины в придачу. Однако на самом деле сюжетов у этого исследования куда больше, чем можно предположить по заглавию. Поскольку именно болезнь ближе всего подводит человека к границе между жизнью и смертью, то для антрополога история болезней - привилегированный ракурс для реконструкции древних ментальностей. Так и в нашем случае. Если говорить совсем общо, то речь здесь идет о христианизации языческой Западной Европы - долгом и небезболезненном процессе, длившемся около тысячи лет и так не увенчавшемся окончательной и безусловной победой христианского образа жизни. Описание наиболее типичных средневековых болезней, разнообразных практик исцелений и народных предрассудков касательно больных - все это лишь декорации, на фоне которых, по мысли автора, должна разворачиваться грандиозная драма диалога двух культур, языческой и христианской.

Верная ученица Арона Гуревича, Юлия Арнаутова придерживается давно апробированной стратегии "Школы Анналов": главным героем ее исторических штудий является "безмолвствующее большинство". Правда, де-факто это большинство отнюдь не безмолвствовало, а, наоборот, только и делало, что говорило. Письменность в Средние века, как известно, была достоянием ничтожного меньшинства. Так что наш автор абсолютно прав, утверждая, что реконструировать так называемую народную культуру по письменным источникам невозможно. Разные там лечебники, травники и сборники рецептарии представляют собой официальную версию истолкования болезни, очищенную от вредоносных суеверий. А значит, эти самые вредоносные суеверия не имели никаких шансов дойти до нас в первоначальном виде. Они либо вовсе исчезли, либо мутировали. Реалистически мыслящему историку ближе вторая гипотеза. Основное содержание книги Юлии Арнаутовой как раз и составляют бесчисленные примеры явных конфликтов и скрытых компромиссов христианства с языческими обрядами и ритуалами, которыми ознаменовались первые восемь-десять веков после великого переселения народов.

Конечно, главными поставщиками сведений для Арнаутовой все равно оказываются письменные источники - покаянные книги, жития святых, древнескандинавские саги. Однако изучает она их не с "парадной" стороны, а как бы с черного хода, стремясь вывести на свет Божий то, что когда-то загонялось в самый дальний угол. Ее интересуют осуждавшиеся церковной цензурой, но тем не менее продолжавшие существовать древние магические практики - вербальные заговоры болезней, ношение амулетов, сбор чудодейственных трав, натирание волшебными мазями, шаманизм, кликушество, оборотничество, вера в оживших мертвецов и пр. и пр. Она реконструирует всевозможные языческие обычаи, связанные с болезнью и смертью, например, обычай перекладывать умирающих на солому, дабы те не заразили своей смертью постель, или практику убивать стариков, немощных и даже младенцев ради возможности прокормить здоровых членов семьи. Разумеется, подобные формы отношения к физическим недугам однозначно осуждались церковной властью, но некоторые из этих обычаев продолжали существовать вплоть до Нового времени. Например, языческое поверье, что душа умирающего может переселиться в кого-нибудь из членов семьи, до сих пор дает о себе знать практикой называния младенцев в честь умершего родственника.

Конечно, Арнаутова подробно анализирует и нарождающиеся христианские альтернативы языческому отношению к болезням и смерти, ведь как-никак христианство провозгласило себя религией спасения не только души, но и тела. Основным средством исцеления она называет, конечно, молитвенное упование на Божью милость, но не только. Так, госпитали - это чисто христианское изобретение. В домах призрения в эпоху Средневековья находили пристанище самые отверженные члены общества, кроме разве что прокаженных, которых сама Церковь объявляла мертвыми уже при жизни. Самое пикантное, однако, что время от времени даже в церковной среде вдруг всплывают и совершенно немыслимые с христианской точки зрения рецепты. В эпоху высокого Средневековья, когда над населением Западной Европы нависла угроза голодной смерти, один из священников дает своей пастве тот самый совет, к которому повсеместно прибегали в языческие времена - избавиться от стариков, немощных и младенцев. Ради таких вот примеров обыденного синтеза язычества и христианства действительно стоило перелопатить все это невообразимое количество исторического материала!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
766
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1012
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
875
Пять книг недели

Пять книг недели

0
314

Другие новости