0
1922
Газета Non-fiction Печатная версия

04.09.2024 20:30:00

Сто лет перемен

В Российской империи персов считали трудолюбивыми и не связанными с преступностью

Тэги: история, иран, персия


история, иран, персия «Голестан» дословно переводится как «дворец роз». Махмуд Хан Саб. Вид от дворца Голестан. Начало ХХ в. Иллюстрация из книги

Книга посвящена истории Ирана в ХХ веке. Это столетие было насыщено событиями, изменившими судьбу многих стран мира. Во второй половине ХХ века Иран сменил не только название, но и вектор своего развития, прошел путь модернизации, сохраняя при этом часть вековых устоев. За почти восемь десятилетий в Иране сменилось пять шахов: три из династии Каджар, двое – из династии Пехлеви. Некоторые потомки обоих династий до сих пор с грустью вспоминают о былом величии, а старший сын последнего шаха, Реза Пехлеви, живя в Америке, до сих выступает с разными безнадежными инициативами по обустройству иранской жизни.

Количество премьер-министров шахского Ирана и правительства исчислялось десятками. Тем более что многие из них занимали этот пост по два и даже три раза – то попадая к шахам в опалу и немилость, то возвращаясь из нее. Среди иранских премьер-министров, получивших известность за пределами страны и упоминаемых в иностранной прессе, был Мохаммад Мосаддык, пытавшийся отобрать добычу иранской нефти у английской нефтяной компании, Ахмад Кавам ас-Салтане, встречавшийся в Москве со Сталиным, и Шапур Бахтияр, последний шахский премьер, безуспешно пытавшийся сбить накал революционных событий и сохранить власть династии Пехлеви. Именно Бахтияру, которого местные журналисты окрестили «иранским Керенским», будучи родственником создателя и первого директора САВАК, пришлось принимать решение о закрытии этой жестокой и беспощадной шахской спецслужбы, действовавшей не только в Иране, но и за ее пределами (в Западной Германии, Франции, Америке, Ираке, Пакистане, Шри Ланке и Индии).

Книга повествует о том, как менялась на протяжении этого динамичного века жизнь простого народа, иранской интеллигенции и элиты, а также о перипетиях в отношениях Ирана с соседними державами. Особое внимание автор книги уделяет отношениям с Российской империей, СССР и Российской Федерацией – одним словом, с нашей страной. В течение многих столетий мы связаны тесными торговыми и культурными связями. В конце XIX – начале XX века в Российскую империю приехало много рабочих из Персии. Были среди них и сезонные рабочие. Согласно отечественным и зарубежным архивным данным, в 1900 году на заработки в Российскую империю легально, получив разрешения на работу и визы, отправилось 67 304 человека, из которых потом обратно вернулись только 57 489. Накануне Первой мировой войны в Российскую империю из Персии на заработки отправилось уже 274 555 человек, а вернулось 213 373. Многие из иранских рабочих трудились на бакинских нефтепромыслах (в 1900 году каждый четвертый из рабочих, занятых в добыче нефти и бурении скважин, был персом) и других предприятиях – преимущественно на Кавказе и в Туркестане. В Российской империи с охотой брали иранцев на работу: их считали трудолюбивыми и не связанными ни с организованной преступностью, ни c отечественным революционным движением. К революционному 1917 году, согласно данным полиции, на территории империи проживало до 200 тыс. персов, и примерно половина из них обитала в Средней Азии, где увеличилось количество смешанных браков и случаев дальнейшего получения гражданства.

32-14-12250.jpg
Алекс Бертран Громов. Персия –
Иран: ХХ век.– М.:
Садра, 2024. – 448 с.
Один из разделов книги посвящен «самой дорогой вечеринке века» – празднованию 2500-летнего юбилея Персидской державы, на которое прибыл император Эфиопии Хайле Селассие I, августейшие особы Европы (в том числе экс-король Греции Константин II) и азиатских стран, султаны и шейхи, президенты и премьер-министры. Присутствовал там и председатель Президиума Верховного совета СССР Николай Подгорный.

Одним из главных зрелищ, поразивших и воодушевивших гостей, был парад древней персидской армии – воины были облачены в доспехи и исторические костюмы, вооружены точными копиями оружия более чем 2000-летней давности. «Подготовка к юбилею длилась больше года, в ней участвовали как сам шах и шахиня (определявшая оформление, сервис и количество гостей), так и иранские министры, и высокопоставленные чиновники. Среди них были: Амир Ховейда, Абдолреза Ансари (уехавший после революции во Францию и выпустивший книгу «Шахский Иран – взлет и падение»), министр по делам двора шаха Асадалла Алам, генерал Нематолла Нассири и другие. Было создано специальное ведомство для организации праздника. Споры о числе потраченных на него миллионов долларов продолжаются до сих пор. Так, Абдолреза Ансари в своих воспоминаниях называл сумму расходов – 22 миллиона долларов. Но это в основном те деньги (или их часть?), которые были выплачены зарубежным подрядчикам. А как подсчитать полную стоимость с учетом труда иранских мастеров и прочих расходов внутри страны? Противники шаха называли суммы от 200 миллионов до 2 миллиардов долларов».

В издании подробно описаны события 1978–1979 годов, народные волнения в Тегеране и других крупных городах, деятельность полиции, армии и шахских спецслужб, выступления Хомейни в изгнании и его триумфальное возвращение на родину, встреченное с восторгом миллионами иранцев. Один из разделов посвящен ирано-иракской войне, где иранцам пришлось противостоять режиму Саддама Хусейна, поддерживаемому многими западными странами. Завершается книга рассказом о современном Иране и перспективах его развития.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сотрудничество РФ и Ирана в военно-технической сфере не останется безнаказанным - Кирби

Сотрудничество РФ и Ирана в военно-технической сфере не останется безнаказанным - Кирби

0
409
Завершились работы по реставрации двух подлинных предметов, связанных с личностью Николая Римского-Корсакова

Завершились работы по реставрации двух подлинных предметов, связанных с личностью Николая Римского-Корсакова

0
503
Творец военно-технологической революции, мечтавший о мире

Творец военно-технологической революции, мечтавший о мире

Михаил Стрелец

Позиционируя себя в качестве физика-ядерщика, Курчатов всегда стремился довести до логического конца начатое им дело – создание первой советской атомной бомбы

0
749
К 75-летию создания советской атомной бомбы

К 75-летию создания советской атомной бомбы

Борис Швилкин

Ударная волна распахнула дверь на командном пункте, где Берия находился вместе с руководителями взрывам

0
1156

Другие новости