Трудная дорога к храму. Фото Андрея Щербака-Жукова
Лола Звонарёва известна определенному кругу любителей литературы и искусства благодаря многогранной деятельности, преданности миссии культуролога, педагога, просветителя и редактора, благодаря публичным выступлениям, участию в телевизионных и радиопроектах и, конечно, книгам. Сборник «На берегу словесной реки» –10-е по счету издание.
Объемистый том, в котором представлены материалы, посвященные различным регионам, эпохам и событиям, не похожим друг на друга творческим личностям, еще раз подтверждает, насколько широки познания автора, многоплановы интересы и представления. В сфере ее внимания оказываются не только поэзия, проза, драматургия, публицистика, но и театральное искусство и живопись. А краеугольным камнем ее мировоззрения остается чувство единства духовной жизни человечества, «культуры без границ» с жаждой восстановления связи времен и поколений.
Культ и культура – родство и теснейшая взаимосвязь этих слов бросаются в глаза. Но атеистами и агностиками отрицалась долго. Теперь никто не спорит: культурная традиция вырастает вокруг культа. Искусство несет людям истины, утратившие статус сакральных, но связанные с высшим началом. В последнее время наметилось возвращение к первоосновам, и эту тенденцию Звонарёва как наблюдательный культуролог не может не отметить. В ее книге появился раздел «Трудная дорога к храму». Исследование жанра молитвенного обращения в современной прозе выполняется впервые. В книге приведены примеры нетрадиционной мольбы верующих, похожие на задушевный разговор с Господом, почерпнутые из прозы Павла Кренёва, Дмитрия Лиханова (не путать с его отцом Альбертом Лихановым, о котором – ниже. – «НГ-EL»), Николая Егорова. Некогда «молитвы… составляли неотъемлемую часть повседневной жизни», – констатирует Звонарёва. Теперь же, как подчеркивает она, в большинстве случаев герои современных литературных произведений обращаются к Богу словами, идущими от сердца. «Молитва выплеталась из души ее и потому была проста», – читаем в повести Кренёва. Сегодня наблюдается восхождение человеческого голоса от дольнего к горнему, что не может не внушать надежду.
|
|
Лола Звонарёва. На берегу словесной реки. Статьи, рецензии, беседы.– М.: Союз писателей Москвы, Библио ТВ, 2025. – 620 с. |
Звонарёву интересует человеческая индивидуальность творца, сумевшего создать свой художественный мир. Многие из тех, с кем ей посчастливилось общаться, покинули нас навсегда, и ее воспоминания и зарисовки приобретают все бОльшую ценность. Она не лакирует изображение, давая возможность видеть живые черты, особенности, присущие каждому, вне зависимости от масштаба фигуры. Многие помнят поэта Валентина Дмитриевича Берестова и его квартиру на улице Волгина, многим посчастливилось там беседовать с ним. Он был именно таким, каким предстает на страницах книги Звонарёвой: энергичным и безапелляционным, с лукавинкой в глазах, оптимистичным, искрометно остроумным и склонным к экспромтам, не только литературным. Портрет максимально близок к оригиналу.
Благодаря исследованиям Звонарёвой удается восстановить горизонтальные и вертикальные связи в истории искусства, обогатить читателя новыми ассоциациями, новыми смыслами, способствовать более полному восприятию и пониманию художественного замысла.
Важно отметить: статьи Звонарёвой учат и школьника, и взрослого обращать внимание не только на контекст, но и различать – о святая святых! – подтекст произведения, ради которого оно и создается. Ведь идея, по меткому замечанию одного из классиков марксизма-ленинизма, не должна выпирать из произведения, «как пружина из дивана», и часто бывает не выражена впрямую в его тексте. Основной, потаенный смысл прячется ЗА строкою, поэтому так важно научиться улавливать его, и только тогда читатель сможет услышать живой голос автора, даже если их разделяют тысячелетия истории. Именно отысканию подтекста в сложных и многослойных произведениях Владимира Высоцкого и Юрия Кузнецова служат посвященные им статьи Лолы Звонареёвой, в которых ясно различим не только исторический, но и психологический аспект, не менее важный для чуткого читателя.
Разумеется, эти заметки не претендуют на всеохватность, ведь в книге Лолы Звонарёвой без малого 620 страниц. В них отразились лишь некоторые темы ее изысканий, лишь малая толика вопросов и проблем, которые ею затронуты.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать