0
996
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

19.12.2008 00:00:00

Кризис либерализма

Николай Усков

Об авторе: Николай Усков - главный редактор журнала GQ.

Тэги: кризис, либерализм


кризис, либерализм Егор Гайдар – икона российского либерализма.
Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото)

Как и в любом русском человеке, во мне нынче проснулся информационный голод – давно, кстати, забытое ощущение времен межрегиональной депутатской группы и «коробки из-под ксерокса».

Это новая потребность с головой погрузила меня в увлекательный мир беспочвенных надежд, страшилок и обид, которыми живет наше либеральное движение.

В частности, радио «Эхо Москвы» уже который день обсуждает, хорошо это или плохо, что экс-лидер СПС Никита Белых принял из рук «гаранта путинского самодержавия» Вятскую губернию. Помню, как пару месяцев назад на том же «Эхе» пересеклись мы с Никитой – он тогда только покинул СПС. Пользуясь случаем, я ему изложил свою теорию кризиса российского либерализма, под которую будущий «сатрап кровавого режима» теперь, как выясняется, подпал самым лучшим образом.

Причина либеральных поражений, унижений и расколов вовсе не в банкротстве идеологии 90-х, не в роковой страсти Немцова к белым штанам, не в ваучерах и веснушках Чубайса, не в блаженном юродстве Новодворской и не в любви Гайдара к слову «отнюдь». Идеология свободного рынка вполне захватила поколение молодых активных россиян, которые могли бы голосовать за СПС, но голосовали за «Единую Россию». Более того, главные иконы российского либерализма – Егор Гайдар и Анатолий Чубайс – предпочли оппозиционной борьбе деятельное сотрудничество с Кремлем. А теперь и Никита Белых. В этом, собственно, и состоит мнимый кризис либерализма.

Идеологи правых исподволь считают Кремль союзником, а Кремль, хоть и кривляясь, но исповедует классическую праволиберальную идеологию: самодержавие, православие, доходность. Есть, конечно, некоторые нюансы в трактовках, ну, скажем, самодержавия. Однако либералы учились в советских школах и хорошо усвоили, что базис определяет надстройку, а бытие – сознание.

В этом смысле взгляды демократов полностью совпадают с мнением народонаселения: сначала колбаса, а потом почитать.

Именно благодаря этому совпадению и родился причудливый консенсус либеральных элит, масс и Кремля в нулевые. «Почитать», «проголосовать», «продемонстрировать» оказалось менее важно, чем поесть.

Вообще впервые за долгие годы российские западники – а либералы, без сомнения, их наследники – считали страну и власть «нашей». Это, признаться, было упоительным чувством, которое отравляла разве что история с Ходорковским и выражение лица г-на Сечина.

Я полагаю, что либералы самораспустились только из-за этого чувства обретения родины. Парадоксально, но за демократию больше ратовали коммунисты, чем преемники Сахарова и Собчака. И безусловно, именно коммунисты, а с ними и другие последовательные оппозиционеры гораздо лучше готовы к новым политическим условиям.

В России больше нет консенсуса: около 40–50% населения недовольны властями, а владивостокские противники протекционистских пошлин на иномарки вообще требуют присоединения к Японии. Иными словами, больше не считают эту страну «нашей».

Если нынешний выбор либералов окончательный, то очень скоро им придется мириться не только с выражением лица г-на Сечина, но и с новым оскалом двухголовой птицы, которую будут трепать миллионы снова несчастных русских людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1171
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2403
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
3028
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2305

Другие новости