0
4120
Газета Персона Печатная версия

08.10.2025 20:30:00

Книги средней руки становятся первоклассными спектаклями

Евгений Славутин о том, что литературное произведение для сцены всегда нужно отрежиссировать

Тэги: литература, спектакль, режиссура

Евгений Иосифович Славутин (род. 1948) – театральный режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат физико-математических наук. Родился в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ (1970). Главный режиссер Студенческого театра МГУ (1980–2000), основатель и режиссер театра «МОСТ» (структурное подразделение Театра им. Моссовета). За годы работы в театре Евгений Славутин воспитал много поколений актеров и музыкантов. В настоящее время в репертуаре театра 14 спектаклей, выпущенных Евгением Славутиным в разные годы. Писал пьесы в соавторстве с Александром Вилькиным: «Как это было» (по мотивам произведений И. Ильфа и Е. Петрова), «Экспромт» (по мотивам «Версальского экспромта» Жан-Батиста Мольера), «Ночь определений» (по мотивам «Сорок первого» Бориса Лавренева) и другие. Соавтор книг «Как все-таки сделана «Шинель» Гоголя», «Структура сюжета», «Загадка Гамлета» и других. Живет в Москве.

литература, спектакль, режиссура Корреспонденты газеты «Гудок» при жизни всегда были в центре внимания, а теперь их мемуары – основа для постановки в театре. Фото пресс-службы театра «МОСТ»

Студенческий театр при Московском университете (теперь театр МОСТ – Московский Открытый Студенческий театр) родился в 1756 году вместе с университетом. Первый спектакль был сыгран студентами, актерами-любителями к первой годовщине его открытия. Когда-то там ставили Александра Сумарокова и Михаила Ломоносова, и именно на основе Студенческого театра МГУ возник Московский Императорский, а ныне Большой и Малый театры. Некогда в театре играли Ия Саввина и Алла Демидова, а главным режиссером был Ролан Быков. Здесь ставили спектакли Марк Захаров и Роман Виктюк. С 1981 года бессменный худрук театра МГУ Евгений Славутин. В этом году театр МОСТ отмечает свое 25-летие. Юбилей отметили двумя премьерами – «Дни Турбиных» (реж. Георгий Долмазаян) и «Гудок» (реж. Евгений Славутин). Главные герои «Гудка» – писатели Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий и Михаил Булгаков (см. «НГ-EL» от 21.05.25). О том, как режиссер может стать писателем, о литературной первооснове спектаклей, привычке чтения с ЕВГЕНИЕМ СЛАВУТИНЫМ беседует ЕЛЕНА ЛОГИНОВА.

– Евгений Иосифович, как вы работаете с литературной первоосновой? Как книги становятся спектаклями, ведь это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»?

– Это очень «большие разницы». Главная загвоздка в том, что книга-роман, повесть, рассказы, стихи тем более не являются драматическими произведениями. В них красота слова, потрясающие мысли и атмосфера, но это не пьесы. В драматическом произведении что главное? Cитуации и действие, действие, действие. А в книге, даже очень хорошей, часто ни того, ни другого. И вместе с тем – цепляет и хочется это поставить.

– И как выходите из положения?

– А я беру – и сам все дописываю и переписываю. Потом мои ребята-актеры выносят все это на публику, и публика восхищается: «Надо же, как классно писал Катаев!» А это не только Катаев. Это Катаев плюс я, плюс все мы. Иногда я меняю и время действия. Например, рассказы Зощенко про Миньку и Лельку. Там дело происходит до революции в интеллигентной семье, множество примет и атмосфера так называемого буржуазного быта: няня, резной буфет красного дерева… Мне показались вполне жизнеспособными главные герои с их немудреными детскими радостями и горестями, но, если бы я бережно отнесся к первоисточнику – тексту Зощенко, его «Минька и Лелька» на сцене бы не состоялись. Это современному зрителю бы «не зашло». Но я перенес время действия в 30-е годы прошлого века – и все встало на свои места, все получилось. Сегодняшний зритель эту историю принял и полюбил.

– То есть вы не только режиссер, но еще и писатель?

– Получается, что так. Но это и не так (смеется). Задача режиссера – отрежессировать литературное произведение. То есть увидеть, как все это оживет на сцене, задвигается, задышит, начнет действовать, что я и делаю.

– А бывает так, что средняя книга становится хорошим спектаклем?

– Сплошь и рядом. Взять хотя бы Юлию Друнину. Какой она поэт? Но это война глазами человека, который был на ней, – и этим все сказано. Это искренне и из самой сердцевины души. Или Эдуард Асадов. У него поразительная судьба, я перед ним преклоняюсь как перед человеком, но опять же он – не поэт вообще. И вместе с тем, когда его читаешь, зримо видишь все то, о чем он говорит рифмами, пусть и абсолютно беспомощными. И он всегда рассказывает какую-то конкретную историю, в его стихах присутствует драматургия. И еще Шефнер. На мой взгляд, тоже поэт весьма средний. И тем не менее его повесть «Счастливый неудачник» просто потрясающая. Я поставил по ней спектакль в 80-е, и до сих пор на него зрители валом валят.

– У вас есть какой-то «фирменный» прием, который обеспечивает вашим спектаклям такой успех?

– Пожалуй, есть. В спектакле главное – для кого ты его ставишь. Не для чего, а для кого. Человек – это самое главное для другого человека. Его мы хотим поразить, порадовать, завоевать и так далее. И книги интересны нам тем, что их написали люди – написали о себе, но это порой так совпадает с тем, что мы сами чувствуем и пережили, что хочется воскликнуть: «Это про меня!» Того же «Счастливого неудачника» я ставил для своего отца, про свой московский послевоенный дворик, хотя в книге действие происходит в Ленинграде до войны.

– То есть совершенно необязательно быть гениальным писателем, чтобы тебя поставили?

– Однозначно. Театр имеет свои законы, и с законами литературы они практически не совпадают.

– Ваш театр знаменит не только тем, что был открыт в XVIII веке и до сих пор живет и здравствует, но и тем, что играют в нем не профессионалы, а студенты московских вузов, причем не театральных, а самых разных. И играют так, что в зале действительно «яблоку негде упасть». Как вам это удается?

– У нас при театре учебная студия. Там я много всякого даю в плане обучения, в частности прием, который применял великий русский актер Михаил Щепкин.

– Что же это за прием?

– Что-то вроде оживления литературных персонажей. Играть не просто Джульетту, Дездемону, Настасью Филипповну, Роксану, Сирано и так далее. А играть конкретных Дездемону, Роксану, Сирано. Для этого надо взять из собственной жизни любого человека, хорошо знакомого – подругу, родственника, преподавателя, соседа, – и дать их черты, походку, манеру говорить, смеяться, сердиться своему персонажу. Действует потрясающе.

Или вот еще. Я предлагаю прочитать знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь», но читать через собственную душу, через конкретную человеческую историю. Я говорю ребятам: представьте себе, что вы читаете письма вашего деда, который с войны не вернулся. Это его письмо бабушке – жди меня, и я вернусь. Но вы-то знаете, что он не вернулся… Они так читают после этого – слезы наворачиваются.

– Принято считать, что современная молодежь книгами не интересуется – их давно, прочно и надежно вытеснил интернет. Что вы об этом думаете?

– Думаю, что молодежь молодежи рознь. Честно говоря, я никогда не спрашивал у своих ребят, что они сейчас читают и т.д. Но есть у меня в моей учебной практике интересное упражнение. Одному студенту или группе даю задание изобразить каких-нибудь литературных персонажей (слова использовать нельзя). А остальные должны угадать, что это за персонажи – какой век, автор, произведение. Практически в ста случаях из ста они угадывают правильно – и Федора Достоевского, и Михаила Шолохова, и Льва Толстого… Соответственно они этих авторов читали.

10-1291-1-2-t.jpg
Документальная фантасмагория «ГУДОК!» –
история о таланте, энергии, смелости и легкомысленности,
свойственным юности.
Фото пресс-службы театра «МОСТ»
– Недавно вы поставили спектакль «Гудок». Я знаю, что его герои – писатели…

– Да, героев там пятеро – Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров и Эдуард Багрицкий. И задействован еще Михаил Булгаков. Мои Катаев, Олеша, Ильф-Петров и Багрицкий – пятеро молодых одесситов, которые по традиции отправились покорять Москву и волею Судьбы оказались корреспондентами газеты «Гудок». Они туда пишут какие-то незначительные заметки ради гонорара и пропитания, шутят шутки, устраивают приколы и розыгрыши на каждом шагу. И одновременно создают с нуля новую советскую литературу. Я старался сделать их максимально живыми людьми, ни в коем случае не бронзовыми памятниками самим себе. Да они таковыми и были – совсем молодые еще люди, не осознающие в полной мере ни своей роли в истории, ни своего колоссального таланта. Наш молодой зритель отождествляет себя с ними без особого труда, собственно, все молодые так или иначе в чем-то похожи…

– Я сама слышала, как после спектакля мальчик лет двенадцати спросил у мамы: «А что они написали?» И мама ответила: «Вот придем домой, скачаем их произведения и будем читать».

– Это прямой и закономерный результат того, что герои живут на сцене самую обычную человеческую жизнь, они самые обычные молодые люди со всеми радостями и горестями, присущими юности, с той лишь разницей, что зовут их Катаев, Олеша, Багрицкий и Ильф, и Петров. И с той разницей, что мы, жители XXI века, знаем, чем они явились для нашей литературы, как повлияли на ее зарождение и весь ее ход.

– Какая литературная первооснова у спектакля?

– Литературные мемуары этих писателей. Материала было так много, что я поначалу испытал перед ним большую растерянность. Но я уже говорил, что задача драматургического произведения, которое пойдет на сцене, – рассказать какую-то конкретную главную историю, провести одну четкую смысловую и событийную линию, чтобы зритель не путался и у него не рассеивалось внимание. А мыслей, событий, чувств и персонажей в литературных мемуарах обычно так много, что глаза разбегаются и не знаешь, за что хвататься… Потом действуешь, как скульптор, – берешь мрамор и отсекаешь все лишнее. Но и многое от себя прибавляешь.

– Но ведь окупается?

– Если ребенок после спектакля захотел писателей читать… Это главный результат и подлинный успех. Больше ничего и не надо…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Елизавета Авдошина

Научный директор Фаина Рублева рассказала "НГ" о том, как творческие инициативы советского времени кардинально изменили просветительное учреждение

0
2658
Судьба «Теории Филофея»

Судьба «Теории Филофея»

Игорь Данилевский

Глава из книги «Интеллектуалы древней Руси: Зарождение соблазна русского мессианизма»

0
3001
Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Милена Фаустова

0
1918
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1849

Другие новости