0
1504
Газета Политика Интернет-версия

29.12.2000 00:00:00

Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира

Тэги: россия, ввп, промышленность


россия, ввп, промышленность

ДВУХТЫСЯЧНЫЙ ГОД, пожалуй, с полным правом может быть вписан красной строкой в историю Российской Федерации. И дело тут вовсе не в какой-то исключительности этих 12 месяцев с точки зрения календарного своеобразия 2000-го. И даже не в смене политических эпох.

Уходящий год важен для отечественной истории совсем по другой причине. 2000-й был первым годом, когда отечественное народное хозяйство наконец смогло в полной мере использовать возможности, предоставляемые рыночной экономикой. Частная инициатива - основа рыночной экономики - позволила новым хозяевам уже приватизированных предприятий успешно воспользоваться благоприятной конъюнктурой и добиться существенного расширения рынков сбыта своей продукции. Не случайно по итогам года объем валового внутреннего продукта в стране вырос на 7,6%. Такого роста не было в течение всего периода существования независимой Российской Федерации. Мало того, последний раз сопоставимый по объемам рост ВВП был зафиксирован в 1973 году.

Окончательные данные по развитию мировой экономики в 2000 году еще не поступили. Однако сведения о темпах развития 93 стран мира по итогам третьего квартала текущего года, которые помещены на сайте Международного валютного фонда - организации, наиболее полно и оперативно освещающей тенденции развития национальных экономик, - позволяют сделать крайне оптимистичный для России вывод. Похоже, что по итогам года наша страна все-таки попадет в десятку наиболее динамично развивающихся стран планеты. И это, даже несмотря на то что 2000-й был более чем удачным для всей мировой экономики. Больше десяти стран заканчивают год с темпами роста ВВП, превышающими 7%.

Вообще сам рейтинг стоит отдельного комментария. В рамках одной статьи можно остановиться лишь на отдельных, наиболее интересных моментах. Практически все страны заканчивают текущий год с показателями роста ВВП. Единственным государством, где по итогам последнего года второго тысячелетия может быть отмечено падение ВВП, причем весьма внушительное (порядка 6%), стал не кто иной, как ближайший союзник России - Белоруссия.

Не менее любопытным выглядит другой факт. Мировым лидером по темпам роста ВВП в мире стал вовсе не представитель "азиатских тигров", где темпы развития всегда очень большие. В лидеры вышла еще одна республика из бывшего Советского Союза - Туркмения. Темпы роста ВВП в этой республике могут по итогам года превысить 15%.

Второе место в рейтинге наиболее динамично развивающихся стран досталось Южной Корее (ВВП увеличился на 8,8%), третье - Ирландии (8,7%), четвертое - Китаю (8,2%), пятое - Гонконгу (8%). Шестой в списке могла следовать Турция, где по итогам трех кварталов темпы роста ВВП составили 7,8%. Однако разразившийся банковский кризис может не позволить Анкаре сохранить за собой эту строчку рейтинга. Вполне вероятно, что Турция будет потеснена либо Малайзией, где за три квартала ВВП увеличился на 7,7%, либо Россией, где темпы роста в целом за год оцениваются в 7,6%. Таким образом, когда в январе будут подведены итоги развития национальных экономик в 2000 году, Россия может оказаться на 6-8 месте.

Далее в списке претендентов на место в первой десятке рейтинга наиболее динамично развивающихся стран мира следуют Израиль (7,3%), Индия (7,2%) и Мексика (7%).

Впрочем, какими бы впечатляющими не были результаты развития экономики в текущем году, к сожалению, очень велика вероятность, что этот всплеск деловой активности может оказаться лебединой песней национальной экономики как предыдущего десятилетия, так и ближайших пяти-семи лет. Уже сейчас многие эксперты отмечают, что действие тех факторов, которые способствовали нынешнему росту, уже фактически закончилось. И за прошедшие с момента их образования (после кризиса августа 1998 года) полтора года правительство России так и не смогло добиться выполнения основополагающих для поддержания темпов роста задач - радикального снижения налогового бремени (по расчетам экспертов эффект от предложенной кабинетом Касьянова фискальной реформы окажется либо нулевым, либо близким к тому) и улучшения инвестиционного климата в стране.

Напротив, предприниматели в приватных беседах постоянно говорят об ужесточении налоговой политики государства. В принципе позиция правительства в этой связи понятна. В частности, говорят о необходимости компенсировать для бюджета потери от снижения цен на нефть. Может быть, меры по перекрытию налоговых лазеек принимаются и правильные, но в условиях отсутствия инструментария для компенсации выпадающих доходов, низкого платежеспособного спроса внутри страны, блокировки внешних рынков для российской продукции эффект от правильных реформ может оказаться прямо противоположным.

Что же касается инвестиционного климата, то, по правде говоря, в условиях начала структурных реформ в базовых отраслях экономики надеяться на приток иностранных капиталов вряд ли стоило с самого начала. Достаточно вспомнить эпопею с противостоянием между менеджментом РАО "ЕЭС" и миноритарными акционерами. Для инвесторов всего мира это является знаковым событием. Ведь ущемляет права миноритарных акционеров (а как еще можно назвать намерение распродать активы компании, которые являются обеспечением акций) не какая-то частная корпорация. Это решение продавливает корпорация, контрольный пакет которой принадлежит государству. Да и сама российская власть хоть и пытается договориться с мелкими акционерами, тем не менее прямым текстом говорит им, что при осуществлении реформ в меньшей степени она будет основываться на мнении миноритарщиков.

Причем пример РАО "ЕЭС" является далеко не единственным. Сложные процессы происходят и в других естественных монополиях. Говорят, что на последнем заседании Госсовета президент России Владимир Путин выразил свое крайнее возмущение тем, что делается сейчас в "Газпроме".

То, что следующий год будет более сложным для нашей страны, признают практически все эксперты. Связано это с наложением сразу нескольких проблем - и со снижением цен на нефть, и с неурегулированностью вопросов долга с Парижским клубом, и с вероятными снижениями темпов экономического роста во всем мире. И тем более обидно, что российские власти так и не сумели использовать благоприятный и сверхдоходный 2000 год.

Скептики, оценивающие сейчас итоги деятельности правительства, даже говорят о том, что вряд ли стоило ожидать от этого состава кабинета министров каких-либо серьезных прорывов. Большинство ключевых руководителей экономического блока правительства пока еще не успели зарекомендовать себя какими-то исключительными действиями. Мало того, среди первых лиц российского правительства, пожалуй, лишь Михаил Касьянов может занести себе в актив такое событие, как достижение договоренностей с Лондонским клубом кредиторов. И хотя эффективность этого договора для России некоторыми экспертами оспаривается, облегчение долгового бремени позволило нашей стране перенаправить финансовые потоки на другие статьи расходов и обойтись без кредитов МВФ.

Что же касается деятельности вице-премьера Алексея Кудрина и министра экономического развития и торговли Германа Грефа, то таких событий у них нет. Конечно, можно было бы занести в актив Грефа разработку программы стратегического развития. Однако кремлевские источники "НГ" утверждают, что она оказалась настолько слаба, что ее потом пришлось дорабатывать руководителю президентской администрации Александру Волошину и другим известным экономистам.

Если же говорить о Кудрине, то наиболее слабым местом в его карьере может стать, похоже, проект бюджета на 2001 год. Многие эксперты указывают на то, что это абсолютно нереальный документ, который может рассыпаться под первыми же ударами тех негативных факторов, о которых писалось выше.

2000 год был упущен и с точки зрения преобразований на фондовом рынке. Фактически отечественный рынок ценных бумаг так и не стал эффективным инструментом, позволяющим привлекать капиталы в реальный сектор экономики.

Многие из ошибок правительства уже были изложены в итоговом выпуске делового приложения к "НГ" - "НГ-политэкономия", - вышедшем в минувший вторник. В рамках одной статьи вряд ли их можно перечислить. Следует остановиться, пожалуй, на самом главном негативном следствии промедления правительства. В уходящем году произошло дальнейшее ухудшение состояния научно-технического и промышленного потенциала России. Можно долго спорить о том, в каком именно году наступит крах российской экономики из-за старения оборудования на заводах и фабриках ("проблема-2003"). Однако очевидно одно, - что этот удачный 2000 год если и отодвинул угрозу разрушения производственных мощностей, то очень незначительно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
333
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
260
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
251
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
340

Другие новости