0
655
Газета Политика Интернет-версия

11.04.2008 00:00:00

Пастыри для казармы

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель "НГ-религий", приложения к "Независимой газете".

Тэги: армия, церковь


В Свято-Даниловом монастыре в среду прошла пресс-конференция. Ее тема – «Армия и Церковь в XXI веке». На конференции презентовали сборник статей под названием «Наука побеждать». Замначальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Владимир Бусловский сообщил, что в воинских частях на добровольной основе «духовно окормляют военнослужащих» около 2 тыс. православных священников. В свою очередь, глава Синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию с ВС протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что его структура готова снабдить духовенством все дивизии. Дело за малым – придать такому духовенству «легальный» статус.

Тем не менее можно сказать со всей определенностью, что института военных капелланов в обозримом будущем в России не появится. В Министерстве обороны сейчас дуют иные ветры: там задумали сокращать число «людей в погонах» за счет военных врачей, юристов и журналистов. Снимать погоны с врача и навешивать священнику было бы не лучшей задумкой. Но религиозные организации вроде как этого и сами не хотят. Им нужно, чтобы духовенство в качестве гражданских служащих включили в штат ВС с тем, чтобы оно легально выполняло свои «душепопечительские функции».

В принципе государство должно заботиться о том, чтобы в армии удовлетворялись хотя бы самые основные религиозные нужды граждан. Чтобы военнослужащие могли посетить храм, совершить молитву, причаститься, есть разрешенную религиозными установлениями пищу и т.д. В противном случае религия в глазах государства обретает статус ненужной гражданской привычки, от которой молодому человеку на время службы в ВС все равно придется отказаться, вроде катания на роликах или посещения дискотек. Но разве может такое случиться, если об общественной значимости религии говорят и Путин, и Медведев? Нет, нет и еще раз нет! Значит, именно Министерство обороны должно организовывать конференции, приглашать на них духовенство, выпускать соответствующую военно-патриотическую литературу, при всяком удобном и неудобном случае говорить в СМИ о сотрудничестве с религиозными организациями. Чтобы все вокруг понимали: государству это нужно, армии это важно!

Однако выходит, что в армию прежде всего тянутся сами религиозные организации. В первую очередь – Русская православная церковь, остальные еле заметны за ее широкой спиной, даже на ежегодных сборах военного духовенства. Церковь проявляет инициативу. Она как будто пинает государство в бок, приговаривая: «Давай, давай! Люди в казармах заждались!» А вот заждались ли? Велик ли реальный запрос на духовенство в частях? Определить это довольно непросто.

Можно зайти в казарму, подсчитать, сколько солдат носят нательные крестики, определить, что таковых, скажем, 40 человек. Но это вовсе не будет означать, что 40 солдатам срочно нужно «выдать» православного священника. В большинстве своем они и вовсе могут не знать, зачем конкретно им нужен священник, о чем и почему они должны с ним разговаривать. Никто не проводит среди солдат опросов на тему: «Хотите ли вы видеть в части священника, муллу или раввина?» А сама атмосфера в наших Вооруженных силах не слишком располагает военнослужащих обращаться наверх с подобными просьбами. Как в советском анекдоте: «Имею ли я право?» – «Имеете!» – «Хорошо, тогда могу ли я?» – «Нет, не можете!»

Чтобы «официально» пригласить духовенство в армию или на флот, для начала нужно реформировать эти самые армию и флот. Когда военнослужащий начнет понимать, что он все-таки индивидуум, личность со своими потребностями, а не просто винтик в механизме, тогда и можно будет понять, нужны в частях священники и муллы или не нужны. Если такого рода реформы невозможны, то остается лишь развести руками. Когда слышишь из уст представителей РПЦ, что «военнослужащим необходимо духовное окормление», сразу хочется спросить: кому именно необходимо? Рядовому Иванову, Петрову, Сидорову, Рабиновичу, Баутдинову? Абстрактных военнослужащих не существует, это прежде всего граждане, сознательные личности, связавшие на два года или больше свою жизнь с Вооруженными силами.

Со свободой совести дела порой лучше обстоят в тюрьме, нежели в армии. В воинских частях отсутствует механизм последовательной реализации такого рода свобод. Если в части открывается православная часовня – всех строем ведут на молитву. В том числе татар, башкир и калмыков. Порой строем также и крестят. Получается, что не душа ищет попечительства, а попечительство душу. Это называется насилием над совестью, и совершенно неясно, почему государство должно создавать для него площадку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
1023
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
1375
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
655
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
975

Другие новости