0
1834
Газета Политика Печатная версия

12.11.2010 00:00:00

Саммит больших надежд

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: каспий, саммит


каспий, саммит Каспий продолжает оставаться предметом спора прибрежных стран.
Фото Reuters

18 ноября в Баку должен пройти третий саммит глав прикаспийских государств. Ожидается, что одной из основных тем встречи президентов станет соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Документ должен создать условия для более тесного сотрудничества прикаспийских государств в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, незаконной миграцией, терроризмом.

Однако ключевой проблемой Каспийского региона остается международно-правовой статус Каспийского моря. На протяжении почти двух десятилетий прикаспийские государства безуспешно пытаются решить данный вопрос. Трудности возникли после распада СССР, когда берега Каспия стали принадлежать пяти государствам, не двум, как ранее, – Советскому Союзу и Ирану. Новые государства – Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, не являясь участниками прежних международных договоров, посчитали, что могут выстраивать свою политику на Каспии с чистого листа. Тем более что начавшаяся разработка каспийских месторождений углеводородных ресурсов сформировала у этих стран позицию, в основе которой лежал секторальный раздел Каспия.

Жесткая линия Ирана, который на протяжении всего времени настаивал на принадлежности каждой стране 20% морской акватории, и апелляция России к договору 1921 года с Персией и договору 1940 года между СССР и Ираном развели прикаспийские страны в разные стороны.

Россия, чтобы вывести переговорный процесс из тупика, заключила в июле 1998 года соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Затем, в январе 2001 года, подобное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном, а в ноябре того же года – между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря. Наконец, в мае 2003 года было заключено соглашение между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

Формально вышеуказанные соглашения не делили Каспий на сектора с государственными границами, проходящими по дну, водной толщи, поверхности моря и воздушному пространству. Речь шла о разграничении морского дна в целях недропользования. Водная толща и поверхность Каспийского моря оставались в общем пользовании всех прикаспийских государств.

Первые два саммита глав прикаспийских государств не привели к выработке общей позиции относительно международно-правового статуса Каспия. В то же время страны региона создали переговорный механизм, который позволил продолжить обсуждение данного вопроса.

Сегодня в решении проблемы статуса Каспия Россия в большей степени руководствуется вопросами безопасности, настаивая на закреплении в конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран. В контексте продолжающегося обсуждения сценариев возможного расширения НАТО за счет ряда стран постсоветского пространства и устремлений США к расширению своего присутствия данный подход не лишен основания.

Для России определение международно-правового статуса Каспийского моря при участии всех стран региона представляет интерес с точки зрения энергетической безопасности. Особенно в контексте обсуждения Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном различных проектов создания транскаспийских трубопроводов.

Иранская позиция относительно равного раздела Каспия в большей степени имеет геополитическое звучание, нежели определяется экономическими факторами. Основные месторождения нефти и газа Ирана сосредоточены в южных и западных районах страны. Тегеран акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что данная проблема выходит в Каспийском регионе на первое место.

Сложно ожидать от предстоящего саммита какого-то прорыва. Слишком серьезны разногласия между каспийскими странами, по-разному видятся региональное сотрудничество и вопросы обеспечения безопасности. Тем не менее саммит президентов прикаспийских стран может дать новый импульс переговорному процессу, сблизить их позиции и в перспективе создать условия для подписания конвенции о правовом статусе Каспийского моря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

На выставке-форуме «Армия-2022» впервые представят БМП-3, управлять которой можно взглядом

0
820
Крым никуда из России не уплывал

Крым никуда из России не уплывал

Александр Широкорад

Никита Хрущев лишь сменил вывеску

0
796
Новые амазонки большой политики

Новые амазонки большой политики

Аркадий Вырвало

Женская агрессия меняет миропорядок

0
701
Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Максим Кустов

Броневые составы трех столетий на запасных путях не прятались

0
826

Другие новости