0
2067
Газета Регионы России Интернет-версия

29.12.2020 13:55:00

Опять Дальний Восток: в чем проблема сахалинского аэропорта


Фото wikipedia.org

Иногда кажется, что строительство аэропортов за Уралом проклято. Каждая стройка (точнее, их вялые попытки), каждый конкурс скрывают за собой какие-то проблемы, скандалы, махинации. Вот регион, а в нем есть потребность в аэропорте. Хорошем, современном аэропорте. Это приведет к его развитию, процветанию, принесет счастье и радость всем жителям. И вроде все готово для строительства, и проекты предлагаются интересные, и инвесторы слетаются на них как пчелы на пыльцу. Но нет, даже в благополучном с виду проекте кроется несуразных размеров каверза. Примерно такая история произошла с аэропортом Южно-Сахалинска, вокруг которого страсти недавно разгорелись и никак не утихнут.

Суть проблемы была в том, что проект модернизации воздушной гавани Южно-Сахалинска пытались передать частной компании без конкурентных процедур. 23 декабря пресс-служба регионального правительства объявила о старте конкурсного отбора инвесторов для достройки нового терминала. Казалось бы, начало положено, все официально… Если не считать того, что информация о проведении конкурса нигде до сих пор не была опубликована – ни на сайте правительства Сахалинской области, ни на сайте аэропорта.

Простим администрации области такую мелочь и сделаем вид, что, когда речь идет о приватизации государственного имущества, публиковать приказы не обязательно. Это цветочки, по сравнению с тем, какие условия (имеются в распоряжении «НГ») выставили инвесторам. Вот самые интересные:

– размер обеспечения заявки – 1 миллиард рублей;

– банковская гарантия на сумму 3 миллиарда рублей;

– наличие опыта в области организации проектирования и строительства (реконструкции) аэровокзала на территории России или за рубежом площадью не менее 30 000 кв. м, при этом объект должен быть введен в эксплуатацию в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявки;

– общая стоимость реализованного проекта должна составлять не меньше 10 миллиардов рублей с учетом налогов.

Не видите ничего удивительного? Условия и требования кажутся адекватными и прозрачными? Ну, кроме монструозных цифр? А ведь в них-то вся и проблема.

Дело в том, что условия конкурса просто идеально подходят единственному инвестору во всей России – холдингу «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга, который всеми правдами и неправдами пытается заполучить главный аэропорт острова. Опыт в 10 млрд руб. у компании был, притом абсолютно свежий с аэропортами «Гагарин» в Саратове и «Платов» в Ростове-на-Дону. Каждый проект в этих города оценивается более 20 млрд руб. с учетом госинвестицией в магистральные инфраструктуры – взлетные полосы, рулежки и перроны, все то, что является государственной собственностью.

При этом холдинг никогда не скрывал своего интереса к сахалинскому аэропорту. Показательна история, произошедшая этим летом, когда 27 июля губернатор Сахалина Валерий Лимаренко подписал поручение, в котором прямым решением распорядился внести акции авиапредприятия в уставный фонд «ДВ-Инвест» – акционерного общества, зарегистрированного в Южно-Сахалинске. Его владельцами являются входящее в «Аэропорты регионов» ООО «Кольцово-проект» и АО «Ретранс». Поспешность, с которой губернатор поспешил отдать активы, многих удивила. Тут как нельзя кстати вспоминается история аналогичной передачи аэропорта в Иркутске бывшим губернатором Сергеем Левченко.

Так вот, говоря об условиях конкурса по выбору инвестора, отмечаются следующие странности. Завышенный порог вхождения и не совсем прозрачные процедуры заставляют задуматься о том, что судьба аэропорта решена. К этому сами собой приплюсовываются слухи о том, что руководство «Аэропортов регионов» якобы возило сахалинских депутатов в Ростов-на-Дону, дабы показать пример успешно реализованного проекта, и параллельно потчивало их в ресторанах – все в лучших традициях советской бюрократии. Ну а что такого, захотели сделать приятное, покатать хороших людей за тысячи километров, угостить, похвастаться своими достижениями. А если без шуток, то налицо обыкновенный конфликт интересов.

Таким образом, Дальний Восток в очередной раз подмочил свою репутацию аэропортовым скандалом. Сначала был Благовещенск, потом Магадан, теперь Сахалин. И везде схожий сценарий: хитрые схемы, прямое или косвенное нарушение федеральных законов и попытки передать стратегические региональные активы без реального конкурса.

Сахалинская область привлекает огромное количество инвесторов, и ожидалось, что за остров будет вестись нешуточная борьба. Особенно после того, как правительство заявило о создании авиакомпании в Дальневосточном федеральном округе на основе консорциума региональных перевозчиков, среди которых называют «Аврору» и «Якутию». Базой авиакомпании как раз должен был стать Южно-Сахалинск. Интерес к аэропорту проявляли «Новапорт» Романа Троценко, «Базэл Аэро», «Хабаровский аэропорт» Константина Басюка и не только. По всем законам Российской Федерации и здравого смысла, это должен быть прозрачный отбор среди равных кандидатов, в том числе иностранных.

Любое нарушение или отклонение от правил открытого конкурса может быть объяснено некоей корыстью областной администрации. Что же мы видим? Условия, которые подходят только одному из крупнейших консолидаторов аэропортового бизнеса страны. А когда Международный аэропорт Владивостока (контролируемого «Базэл Аэро») отправляет несколько запросов в администрацию Сахалинской области, то в ответ получает лишь молчание. При том, что по мнению экспертов, экономистов и промышленников, создание единого Дальневосточного комплекса было бы наиболее предпочтительным, учитывая специфические особенности региона и его уязвимость перед внешними рисками (особенно на фоне кризиса).

Самое грустное в этой ситуации то, что настойчивые ухаживания инвестора ни к чему хорошему не приведут. Бюджет строительства составит почти 7 млрд. руб. (причем 49% остаются за государством). Для сравнения, Международный аэропорт Красноярска, который строила компания «КрасИнвест» обошелся в 6 млрд руб., при том, что он в 1,5 раза больше сахалинского. Аэропорт был построен за рекордные два года и сразу же стал одним из крупнейших аэропортов Сибири.

И пока инвесторы борются за непаханые просторы Сибири и Дальнего Востока, страдает регион. Вместо того, чтобы отдавать предпочтение конкурентоспособному проекту, выигрывает тот, кто раньше всех договорился. И у этого «кого-то» за плечами пример не самого успешного аэропорта.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбербанк в коронавирусном году сумел заработать и поддержал экономику

Сбербанк в коронавирусном году сумел заработать и поддержал экономику

Галина Грачева

Активное внедрение цифровых технологий в перспективе обеспечит компании рост прибыли

0
1104
Глава крупнейшего немецкого нефтегазового концерна об энергетическом будущем мира

Глава крупнейшего немецкого нефтегазового концерна об энергетическом будущем мира

Олег Никифоров

Главное - чистота: Технически нейтральные решения для будущего энергетики

0
1558
Россия закрывает небо

Россия закрывает небо

Юрий Паниев

МИД заявил, что Москва начинает процедуры по выходу из Договора по открытому небу (ДОН)

0
1854
Зеленая энергетика может обойтись без принудительной поддержки

Зеленая энергетика может обойтись без принудительной поддержки

Ярослав Вилков

Эксперты Гайдаровского форума выяснили, в каком направлении развивается рынок ВИЭ

0
1632

Другие новости

Загрузка...