0
797
Газета Антракт Интернет-версия

17.02.2006 00:00:00

Делай как должно

Тэги: бюльбюль


бюльбюль Гостеприимный посол.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Господин посол, как получилось, что вы, популярный певец и композитор, стали чиновником?

– У меня характер такой. Я по натуре человек общественный. Например, я был командиром октябрят в классе, по пионерской линии я выдвинулся на уровень всей школы – стал председателем совета дружины. А потом в течение трех лет был секретарем комсомольской организации. И директор выделил мне закуток в коридоре, оградил его стеклянными стенами, поставил туда стол и предмет моей особой гордости – сейф. Так у меня появился первый кабинет!

– Что вы хранили в сейфе?

– Печать и комсомольские ведомости.

– Мечтали о карьере партработника?

– Нет, что вы! Кто в те годы о карьере думал?! Мне просто нравилось быть в центре общественной жизни. У меня всегда были задатки вожака, я любил верховодить. И во дворе тоже атаманил.

– Дрались?

– А как же? Двор на двор и улица на улицу. Я получил такую закалку, что иногда могу нерадивому подчиненному сказать: «Знаешь, дорогой, я не только вежливо умею говорить. Могу и покрепче выразиться». Еще я состоял в велосипедной ватаге. Велосипеды тогда были редкостью, и мне папа привез из Москвы «Орленок». Я на нем так лихачил по Баку! Мотоциклов тогда не было, а вот велогруппа была. А еще мы сзади цеплялись за трамвай и ехали по городу. Тоже был особый шик и особый драйв. Но это было в детстве. Со временем я остепенился.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем отце, великом Бюль-Бюле?

– Может быть, неудобно высокопарно говорить о своем отце, но он был удивительным человеком и выдающимся музыкантом. В 1928 году он уехал учиться в Италию, это случилось в эпоху «железного занавеса». Можете себе представить? Но у него было такое желание учиться итальянскому пению, что помешать этому ничего не могло. Причем за несколько лет до этого он уже был в Италии в качестве туриста. Как он сам говорил, пришлось продать золотые вещи ради этой поездки. Папа был очень популярным певцом не только в Азербайджане, но и во всем Закавказье. И когда в свой первый приезд в Европу он показался известным педагогам, те стали его отговаривать: «Что же вы из такого уникального певца хотите стать рядовым европейским тенором?» Но идея синтеза восточного пения и классической итальянской вокальной школы настолько захватила отца, что он настойчиво пробивался через все препоны, существовавшие в СССР, и поехал-таки учиться в Италию на два года. Но двух лет оказалось недостаточно, и тогда папа обратился с личным письмом к Сталину. Тот разрешил ему остаться в Италии еще на два года, и до 32-го года папа там учился и стажировался в театре «Ла Скала». Вернувшись в Баку, стал солистом оперного театра, хотя его возвращение не было воспринято с восторгом: националистически настроенные круги протестовали против европейских «примесей» в азербайджанской культуре. Но отец преодолел этот не самый радостный период существования на родине, и в итоге стал основателем азербайджанской профессиональной вокальной школы пения, которая вобрала в себя и национальное мугамное пение, и классическое оперное искусство Запада.

Ну а народ, обычные зрители всегда очень любили отца – у него был великолепный голос, он одинаково хорошо пел как народные песни, так и классику, и практически до конца дней пел в оперном театре ведущие партии. Кстати, он был обласкан и местной властью, и всесоюзной и любим массами. Такое редко бывает. Но, слава Богу, что с моим отцом было именно так.

– Вы понимали, в каком окружении росли?

– Нет, конечно. В детстве у человека есть папа и мама. Отец был очень гостеприимным, и у нас постоянно собирались люди. Дом походил на нечто вроде музыкального клуба.

– Но с годами, очевидно, пришло понимание того, что вы – не обычный дворовый мальчик, а сын выдающегося человека?

– Видимо, со временем я это осознал. Ведь у нас в гостях бывали Фикрет Амиров и Кара Караев, Ниязи и Рашид Бейбутов, Тофик Кулиев, Ольга Лепешинская, Давид Ойстрах. Когда они приезжали после концерта, для них накрывался большой стол, произносились блестящие тосты, конечно же, велись интересные беседы. И это были первые мои университеты.

– Вас муштровали в детстве? Насколько я знаю, вы учились в музыкальной школе по классу фортепиано.

– Не могу сказать, что мне очень нравилось сутками играть гаммы. Но я понимал, что это нужно. Хотя, несмотря на всю мою ответственность, родителям пришлось все-таки взять мне репетитора, так как я не проводил за инструментом должное количество времени.

– Многие дети известных родителей ведут себя весьма своенравно. Ксения Собчак мне в интервью рассказывала, что была очень непослушной девочкой.

– Я в отличие от Ксюши был послушным мальчиком (смеется). У меня очень строгая мама. А к Анатолию Собчаку, с которым мы были знакомы, я отношусь с большим уважением. И когда он стал мэром Санкт-Петербурга, то первым принял решение об установке в Северной столице России памятника нашему великому поэту Низами. К сожалению, осуществилось все это через 11 лет, уже после смерти Собчака. Памятник открывали Владимир Путин, Гейдар Алиев, министр культуры России Михаил Швыдкой и я.

Мы не раз встречались с Анатолием Собчаком и в Питере, и в Москве. Это был удивительно интересный человек. Мы много разговаривали о том, что происходит со страной, обсуждали ее состояние после развала СССР┘ Нам всегда было о чем поговорить! И сегодня я могу сказать совершенно определенно: это очень яркий человек. Не хочется говорить о нем в прошедшем времени.

– Как относитесь сегодня к распаду СССР?

– Все империи рано или поздно распадаются. Кстати, азербайджанцы – это одна из разделенных наций. Когда Россия и Персия воевали, у нас «чубы трещали», в результате войны часть, причем немаленькая, проживает в Иране, а часть – в сегодняшнем Азербайджане.

– Я помню вас на эстрадном советском Олимпе: вы были стройным лучезарным юношей и, пританцовывая, пели замечательную песню «Позвони»┘

– Ой, было такое! А тогда ведь не разрешали двигаться. Но мне хотелось – и я танцевал! И поклонниц у меня было(машет рукой)... особенно если учесть, какая огромная была тогда страна, где я жил и пел.

– Маленькой девочкой я тоже была в вас влюблена.

– А сейчас уже не влюблены?

– Скажите, господин посол, вы окончили Бакинскую консерваторию?

– Да, бакинскую. Я получил очень хорошее консерваторское образование, я ученик Кара Караева. А Кара Караев – ученик Дмитрия Шостаковича. Поэтому по линии музыкальной – я внук Шостаковича (смеется). Кстати, недавно состоялась премьера моего балета – и в Мариинке, и в Большом. Так что даже через столько лет благодаря школе Кара Караева я еще владею композиторским ремеслом (улыбается). К нему стекались ученики со всего мира! Я, например, знаю, что Владимир Шаинский специально приехал из Москвы в Баку, чтобы поступить на курс к Кара Караеву.

А на эстраду я попал в 1965 году, и – пошло-поехало!

– Голова не закружилась?

– Нет, как видите. Тогда столицей СССР была Москва – там были лучшие оркестры, звукозаписывающие фирмы, радио, телевидение. Мне приходилось сначала жить в гостиницах, потом снимать квартиру. А с 1973 года по 1986-й я практически стал жителем Москвы, хотя юридически всегда был прописан в Баку и никогда не собирался навсегда покидать Родину. Я всегда был и буду бакинцем.

– И как вам, лицу кавказской национальности, жилось в Москве?

– Очень хорошо! Тогда же у нас у всех была одна страна, и неприязни к себе я не ощущал. Обзавелся друзьями┘ Я контактный человек и могу жить где угодно.

– Так как же все-таки получилось, что вы стали чиновником?

– Постепенно. Я руководил коллективами, стал директором филармонии, а затем уже и министром культуры. Почему я пошел на это? Мне было уже 42 года. Накопилась усталость от гастролей. Мы ведь много гастролировали в советское время. Тогда не было лимузинов, бизнес-классов. К разряду VIP относились только депутаты. А мы, известные, вынуждены были петь и иногда по нескольку концертов в день – живьем! – чтобы заработать для музыкантов. У них была мизерная зарплата, а коллектив содержать было необходимо. Я лично неплохо зарабатывал, и мне зачастую эти гастроли были не нужны, но вот ради своего коллектива приходилось постоянно выступать.

Министром культуры меня назначили в 1988 году, в самые трудные для СССР и для Азербайджанской Республики годы. Страшное и неспокойное было время...

– Быть директором филармонии или министром культуры престижнее, чем просто певцом и композитором?

– Я был известным на всю страну человеком, меня с удовольствием принимали секретари обкомов и горкомов. Я довольно много вращался на уровне политической элиты. В Ставрополе я познакомился с Михаилом Горбачевым. Раиса Максимовна была на моем концерте. А в Свердловске познакомился с Борисом Ельциным. Тогда было принято, что известных гастролеров принимали местные власти. Недостатка во внимании я не испытывал. Наоборот, пойти на административную должность для меня было равнозначно тому, что оказаться в замкнутом пространстве. Надо было кому-то подчиняться. А я этого не люблю. Я рано стал самостоятельным человеком. Мой отец умер, когда мне было 16 лет, и я привык сам принимать решения и сам проводить их в жизнь. Хотя умею и прислушиваться к чужим советам.

– Вы в гневе страшны?

– Лучше не попадаться мне под горячую руку.

– Вы попали на административную должность, когда начался шум вокруг Нагорного Карабаха?

– Да, начались провокации! И, как любого азербайджанца, меня это по-человечески очень задевало. Мой папа из Карабаха, из Шуши. (Кстати, в Азербайджане все самые известные музыканты, певцы имеют карабахские корни.) Ни один азербайджанец не может быть равнодушен к этой проблеме. В 1988 году на площади Свободы начались митинги, где собиралось до миллиона людей. Эти события вызывали у населения бурю негодований. Хотя нам тогда в СССР казалось, что трагического не может быть. Не верилось, что одна республика может выступить против другой и претендовать на часть ее территории. Казалось, что сейчас приедут какие-то дядечки из центра и все проблемы мгновенно разрешатся. Люди ходили по улицам и говорили: «Ну, не может же такого быть, ну, отрегулируется это все».

Тогда не понимали слова «сепаратизм». Сейчас у меня есть твердая убежденность, что без активного участия России карабахскую проблему не решить. А мне вдвойне небезразлична судьба города, где родился мой отец и похоронены мои предки. Вы можете поехать на могилу своего дедушки?

– Безусловно.

– А я не могу. Вот мой дедушка в Шуше похоронен, а эта территория оккупирована. Разве это нормально? Мы же не в XIII, а в XXI веке живем. Надо уметь быть мудрыми.

– Вы легко согласились быть послом Азербайджана в Москве?

– Не то что легко – я очень обрадовался. К тому же у меня большой опыт административной работы, если считать беспорядки 90-х, ввод советских войск в Баку, потом восемь месяцев чрезвычайного положения, когда не функционировало ни одно культурное учреждение в Баку. Я даже собирался подавать в суд на Министерство обороны СССР. Мне, конечно, этого не позволили. Так что в тот период каждый год шел за три. А после развала Советского Союза, в 92-м, началась анархия, революция за революцией, пока страной опять не стал управлять Гейдар Алиев. И я, честно говоря, очень устал. Работал без отпусков, без выходных. Не жил, а выживал.

– Как и вся культура на постсоветском пространстве┘

– Конечно, потому что более 70 лет люди привыкли получать от государства все! И вдруг человеку предложили пойти и заработать самому, а при этом вокруг вся инфраструктура разрушена. Куда ему идти-то? Ситуация катастрофическая! И уже не до культуры. Но я могу с гордостью сказать, что мне удалось многое сохранить и даже увеличить количество театров в Азербайджане!

– Во время перестройки многие композиторы, актеры стали министрами культуры – Раймонд Паулс, вы, Николай Губенко, Юрий Соломин.

– Я оказался самым «долгоиграющим» министром – выдержал целых 18 лет! Думаю, что пора записываться в Книгу рекордов Гиннесса.

– Ваши предпочтения в области русской культуры: какую музыку любите, какую литературу?

– Во-первых, я учился на русском языке и прекрасно знаю и люблю такие вещи, как «Васек Трубачев и его товарищи», «Тимур и его команда»┘ Моей любимой книгой долгое время оставался роман Вениамина Каверина «Два капитана». Потом я любил перечитывать Льва Толстого, особенно «Войну и мир», «Анну Каренину». Я уже не говорю о школьной программе... Кто из нас забыл «У лукоморья дуб зеленый┘»? (Смеется.) А самиздатовскую литературу даже переписывали, того же Солженицына «В круге первом»┘ А в музыке – как можно не любить Римского-Корсакова, Чайковского, Глинку, Бородина? Это же целый мир!

– Путешествовать любите?

– Да, особенно люблю ездить по Азербайджану. Раньше очень нравилось скакать по горам на коне, это мне передалось от папы. Потом, когда выяснилось, что с позвоночником неладно, – пришлось от этого отказаться. Честно скажу: я автомобильный фанат... Могу проехать за раз более тысячи километров. За рулем я отдыхаю.

– В Москве сами машину водите?

– Прекрасно здесь ориентируюсь!

– Не боитесь? В России кто не любит быстрой езды, да еще и без правил?

– Знали бы вы, какие представления о правилах дорожного движения у нас в Азербайджане┘ (Смеется.)

- Какая у вас машина?

– Личная – джип «БМВ», Х-5-й, а служебная – большой «Мерседес».

– Ваше кредо?

– Есть слова, которые приписывают римским легионерам, но я прочитал это у Толстого: делай как должно, а там будь что будет. У меня нет чувства страха, поэтому я всегда придерживаюсь в жизни этого правила. А вообще я очень самодостаточный человек и никогда ни за одно кресло не держался.

– Роскошь любите?

– Люблю хорошие машины. Колец и всевозможных драгоценных украшений я не ношу. В бриллиантах ничего не понимаю, всякие караты-мараты – для меня это темный лес. Я не выпендриваюсь – могу надеть джинсы, курточку и пойти гулять по городу.

– И последний вопрос. Ваши намерения, планы как Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджана в России?

– Планы очень большие. Ведь посол представляет страну, народ и своего президента. У Азербайджана всегда было стремление иметь с Россией добрососедские, дружеские стратегические отношения. Будем расширять наши взаимодействия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2295
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5107
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2816
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3248

Другие новости