Возможно, что спиралеобразное движение черных дыр перед их слиянием и приводит к генерации гравитационных волн.
Иллюстрация Kandinsky 4.1
Физик и математик Исаак Ньютон в XVII веке сформулировал строгие законы механики и небесной механики в частности. Он имел свой особый взгляд на притяжение небесных тел друг к другу и их тяготение к более массивным звездам. Многие положения своей теории тяготения ученый изложил на бумаге в основополагающем труде «Математические начала натуральной философии» (так тогда называли естествознание). Тела, по мнению Ньютона, тяготеют прямо пропорционально своим массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между их центрами. Подобно шарам на бильярдном столе. При этом пространство и время абсолютны и простираются как бы на бесконечной 2D-плоскости.
Совсем по-другому мыслили ученые на рубеже XIX–XX веков, когда астрономы уже многое разглядели в устройстве небесных сфер, а математики мыслили в 3D-формате. Поэтому соотечественник Ньютона, оптический астроном Артур Эддингтон с легкостью воспринял идеи Альберта Эйнштейна, согласно которому пространство и время суть единое целое. Они образуют непрерывный континуум, и отнюдь не двумерный. В этом континууме массы разной величины «продавливают» себе ямки, тем самым искривляя «ткань» пространства-времени.
К тому же 3D-искривленности воздействуют даже на ход световых лучей, образуя гравитационные линзы. Реальность их и зафиксировал экспериментально в 1919 году Эддингтон во время затмения солнца в Бразилии. Ему удалось сфотографировать звезду, невидимую за нашим дневным светилом. Ее лучи отклонялись, проходя вблизи Солнца.
Эйнштейн предположил также, исходя из своих теоретических выкладок, что космические массы вовсе не притягиваются друг к другу, а «обмениваются» гравитационными волнами. Которые и были открыты через век после этого смелого предположения.
Первыми квантовыми устройствами, использующими когерентные состояния потока фотонов, стали мазер и лазер, то есть устройства, накачивающие микроволновое излучение и свет. Использование микролазеров в электронных компьютерах произвело революцию в записи информации на оптических дисках (CD). И это породило идеи о создании оптических компьютеров толщиной в лист бумаги. Дело в том, что лучи света не взаимодействуют друг с другом и веществом, тем самым не генерируя тепла. Именно выделение больших потоков тепла заставляет оснащать наши компьютеры вентиляторами. А первые квантовые компьютеры приходится «подвешивать» в специальных холодильниках.
Считается, что француз Рене Декарт заложил еще в XVII веке основы аналитической геометрии, позволившей ему говорить о равенстве углов падения и отражения света. Предшественник Ньютона – Декарт – писал о том, что движение небесных тел характеризуется вихревыми движениями. Возможно, что они объясняют спиралеобразное движение черных дыр перед их слиянием, приводящим к генерации гравитационных волн. Водные вихри-воронки на реке называют водоворотами, латинское же их имя vortex. Свет падет и отражается, но также и преломляется, как бы меняя форму ложки в стакане с водой и создавая изображение светил в рефракторе телескопа.
В последнее время много говорят о метаматериалах, представляющих собой поверхности с нанесенными на них наноструктурами разных размеров и форм. В гонконгском Университете науки и технологии получили метаматериал с гиромагнитной средой, в которой возможен поворот магнитного поля вокруг оси. (Для наглядности можно привести гироскоп и старое французское написание жиробуса – автобуса с вращающимся маховиком.)
В Гонконге авторы, используя фотонный кристалл граната с железо-иттриевой плоской решеткой (FeY), создали гиромагнит, подпитываемый энергией намагничивания расположенным снизу постоянным магнитом. Гиромагнит продемонстрировал необычные свойства рассеяния света, плоские волны которого при направлении под определенным углом образуют пространственно-временную воронку – vortex. Экспериментальная ее верификация доказала реальность экстремальных параметров нового метаматериала. Определены также топологические свойства материала.
Это обещает создание метаоптических устройств в виде, например, волноводов для более эффективных режимов распространения света в будущих оптических линиях передачи информации. Можно прогнозировать и создание принципиально новых так называемых хиральных лазеров. Хиральность – это отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны чего-либо. Если, например, отражение объекта в идеальном плоском зеркале отличается от самого объекта, то говорят, что объекту присуща хиральность.