0
443
Газета Наука и технологии Печатная версия

21.10.2025 15:27:00

Искусственный интеллект целей устойчивого развития

Почти 80% целей устойчивого развития могут быть поддержаны с помощью ИИ-технологий

Виктор Лось

Об авторе: Виктор Александрович Лось – доктор философских наук, профессор Российской экологической академии.

Тэги: ии, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, технологии, общество


ии, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, технологии, общество Сегодня две трети человечества не имеют доступа к чистой питьевой воде. Фото Reuters

Более 30 лет назад под эгидой ООН была разработана Повестка дня на ХХI век, определившая на десятилетия основания стратегии устойчивого развития (УР) цивилизации. И все это время установки УР-стратегии подвергались корректированию исходя из конкретных задач и актуальных возможностей современной цивилизации.

Стабильная сдержанность

Нынешняя программа ООН «Цели устойчивого развития» (ЦУР), стартовавшая в 2015 году, – универсальная доктрина, ориентированная на реализацию в планетарных масштабах системы целевых установок. ЦУР трактуется в официальных документах как «всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире».

17 целей, начиная от искоренения нищеты и голода, обеспечения здоровья и благополучия населения до предотвращения радикальных климатических изменений и сохранения естественных экосистем, были приняты всеми государствами – членами ООН в рамках Повестки на период до 2030 года. Ежегодно (с 2016 года) публикуются соответствующие отчеты (The Sustainable Development Goals Report). Более того, на полях Декады действий ООН (с 2020 года) намечалось ускорение реализации стереотипов устойчивого развития в условиях современного социума.

Эксперты подчас подвергали ЦУР критическому анализу: за излишнюю интегральность; сложности количественной оценки результатов; отсутствие обязательности отчетности (A Critical Analysis of the Sustainable Development Goals //Springer Nature Link, 2017, p. 341–355). В целом, однако, мировое научное сообщество и его институции рассматривают УР-стратегию как одно из приоритетных (и успешных) направлений цивилизационной динамики, особенно на начальных (доковидных) этапах ее реализации.

Очевидно, что из мировой статистики ЦУР не так просто вытаскиваются факты, свидетельствующие об эффективности ответов на современные вызовы. Напротив, альтернативный статистический материал извлекается из тех же подчас источников с меньшими усилиями. Более того, по мере приближения «контрольных сроков» (2030 год) в рамках мировых институций все отчетливее формируется представление, в соответствии с которым отнюдь не все намеченные целевые ориентиры УР-стратегии получат возможность выйти на уровень реального конструктивного разрешения.

Эксперты, анализируя ближайшие перспективы глобального экономического роста, апеллируют к такому понятию, как «стабильная сдержанность». При этом имеется в виду, что динамизм современной цивилизации ограничивается мировой социально-политической турбулентностью, снижением уровня общественного доверия, обострением природно-климатических процессов, остротой социокультурных противоречий.

В результате, как следует из экспертного заключения, выполнение ЦУР «удручающе» отстает от графика. Более того, в ежегодном отчете ООН (2024) отмечается, что «предпринимаемых действий по достижению ЦУР недостаточно, и без значительных инвестиций и действий Цели могут быть не достигнуты к 2030 году».

Постепенно внимание научного сообщества переключается на прогнозные построения в связи с возможными трендами в пост-ЦУР-период социума, стремясь к выявлению особенностей его перспективной направленности. При этом эксперты исходят из того, что приближение к базовым целевым установкам устойчивого развития сохраняет свое значение как одно из определяющих условий выживания современной цивилизации в предвидимом будущем.

Семнадцать мгновений ЦУР

Сегодня в этом контексте надежды возлагаются на всестороннее раскрытие потенциала искусственного интеллекта (ИИ) – его применения к ЦУР в новых условиях и, в частности, при учете системы соответствующих глобальных показателей (индикаторов), а также в процессе повышения эффективности деятельности социума.

ЦУР 1 – ликвидация нищеты. «Крайняя нищета», определяемая как проживание менее чем на 1,25 долл. США в день, присуща около 10% мирового населения. Наличие объективной всесторонней статистики создает реальную информационную и технологическую основу для выхода на уровень национальной (а в перспективе – глобальной) системы, ориентированной на реализацию мер социальной защиты населения.

Кроме того, использование информационных систем позволяет не только измерить соответствующие государственные расходы, но и адекватно оценить эффективность их применения.

ЦУР 2 – искоренение голода. Около 10% землян сталкивались с состоянием «умеренной» или «острой» нехватки продовольствия. Считается, что треть мировых продовольственных ресурсов теряется.

Эксперты обращают внимание на перспективы инновационных технологий в аграрном секторе, что предполагает, к примеру, расширенный доступ к мировым информационным системам.

ЦУР 3 – обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию. Принятый критерий – достижение коэффициента материнской смертности менее 70 на 100 тыс. рождений. Считается, что до 40% факторов, влияющих на благосостояние человека, зависит от социальных условий.

Акцент делается на медико-биологических (физических) аспектах здоровья. ИИ позволяет значительно ускорить медицинские исследования, в том числе и генетического характера, выявляя процессы мутации и механизмы их «выключения». Инновационные технологии эффективно используются в разработке иммунизированных вакцин, предотвращающих расширение масштабов инфекционных заболеваний.

ЦУР 4 – качественное образование. Предполагается обеспечение «всеохватного и справедливого образования» в течение «всей жизни для всех». Сейчас в мире более 600 млн молодых людей «не имеют базовых навыков в математике и чтении».

Инновационные системы обучения «работают» на всех уровнях образовательного процесса, повышая степень эффективности системы образования. Это касается как сбора информационного материала, так и его обработки в форме лекции, реферата, статьи или научного документа.

ЦУР 5 – гендерное равенство. Более чем в 120 странах мирового сообщества отсутствуют законы, запрещающие дискриминацию в отношении женщин. При этом треть женщин в возрасте 15–49 лет подвергались насилию.

Преодоление дискриминации связывается, с одной стороны, с укреплением соответствующих правовых оснований, а с другой – более широким привлечением женщин к участию в инновационных технологических процессах. Пока же женщины составляют немногим более 20% специалистов в области ИИ.

ЦУР 6 – чистая вода и санитария. Почти 70% человечества не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Современные информационно-компьютерные системы могут не только оценить качественные изменения водной среды в реальном времени, обнаружить их источник, но и предотвратить опасные сбросы загрязнителей. ИИ анализирует оптимальное использование водных ресурсов и более эффективное их управление, предоставляя необходимую информацию для принятия адекватных управленческих решений.

ЦУР 7 – доступность современных источников энергии. Около 3 млрд человек не имеют доступа к чистому топливу или к современным технологиям приготовления пищи.

Информационные технологические системы, с одной стороны, оптимизируют производство традиционных энергетических ресурсов, улучшая управление сетями и сокращая выбросы углерода, а с другой – способствуют развитию чистой энергетики. Более того, ИИ, оптимизируя производственно-хозяйственные процессы, обусловливает реальность тренда сокращения энергетического потребления, учет современных экологических представлений.

ЦУР 8 – достойная работа и экономический рост. Содействие устойчивому динамизму социума.

Позиция технологического оптимизма состоит в том, что ИИ способствует росту мирового экономического потенциала, обусловливая появление дополнительных рабочих мест на рынке труда. Напротив, в рамках технологического пессимизма рост производительности труда и появление инновационных технологий способствует, как прогнозируется, неуклонному вытеснению человека из традиционных сфер деятельности. И наконец, промежуточная точка зрения исходит из того, что человек современного типа мышления (и деятельности) не утратит своего лидирующего статуса во взаимодействии с информационными системами любого уровня. Впрочем, в реальности этого последнего утверждения уже и ныне немало сомневающихся.

ЦУР 9 – инфраструктура, индустриализация и инновации. Одни из базовых составляющих экономического динамизма социума.

В странах глобального Юга ощущается нехватка основной системы инфраструктуры, включая распространение информационно-коммуникационных технологий; тем не менее они обладают существенным потенциалом для эффективной индустриализации, в том числе и на основе инноваций.

ЦУР 10 – сокращение неравенства. Речь идет о реализации социального стремления к снижению неравенства как внутри стран, так и между ними.

Неравенство во всех, в сущности, его формах, несмотря на противодействующие усилия, сохраняется в планетарном масштабе. К примеру, до 90% мирового капитала находится под контролем 10% населения планеты. Одно из реальных направлений преодоления этой ситуации – повышение уровня национального образования и расширение сотрудничества с мировым научным сообществом.

ЦУР 11 – устойчивые города и населенные пункты. К середине ХХI века около 70% человечества будет жить в городской среде; при этом 9 из 10 человек предстоит дышать загрязненным воздухом.

Эксперты тем не менее утверждают, что технологии ИИ станут одним из факторов, лежащих в основе преодоления негативных трендов перспективной урбанизации. Речь идет о реальности создания модели интеграционной системы мегаполиса, в которой контуры городского пространства будут представлены в целостном единстве исторических, современных и прогностических процессов.

ЦУР 12 – рациональные модели потребления и производства. Подсчеты показывают, что человечеству для поддержания нынешних потребительских стереотипов ближайшего будущего потребуются ресурсы трех планет Земля. Вместе с тем миллионы тонн продовольствия и бытовых отходов оказываются на свалках мира. При этом технологии ИИ связываются с двоякими последствиями.

С одной стороны, социум получает возможность реализовать инновационные стереотипы оптимизации потребления и производства. С другой – эксперты отмечают, что расширяющаяся ИИ-отрасль ориентируется на использование все больших объемов ресурсного потенциала биосферы, добавляя при этом «электронные отходы», трудно подчас утилизируемые.

ЦУР 13 – борьба с изменением климата и его последствиями. Несмотря на многолетние усилия мирового сообщества, продолжающиеся фактические выбросы СО2 обусловили сохранение трендов глобального потепления.

Экспертные прогнозы исходят из того, что применение нейронных сетей может стать одним из решающих факторов «оптимизации управления» парниковыми выбросами, обусловливая реальность их минимизации.

ЦУР 14 – сохранение морских экосистем. Мировой океан, занимая более 70% поверхности Земли, в значительной мере определяет показатели устойчивого развития глобальной экосистемы.

Технологические возможности ИИ могут быть положены в основу создания комплексных моделей океана, позволяющих как рассмотреть его современное состояние, так и выявить прогностические тренды, интегрируя показатели традиционной робототехники, данных спутникового дистанционного зондирования и сенсорных сетей.

ЦУР 15 – сохранение экосистем суши. И хотя леса являются средой обитания до 80% всех видов живых существ на планете, тем не менее около 90% мировых лесов сводится в результате последствий антропогенной деятельности.

Одним из основных методов, вносимых ИИ в реализацию стратегии сохранения мирового лесного потенциала, считается использование технологии дистанционного зондирования в сочетании с алгоритмами машинного обучения, когда анализ планетарных статистических данных дает более четкое представление о динамике мировых экосистем, включая и эволюцию процессов биоразнообразия.

ЦУР 16 – мир, правосудие и социальные институты. Эффективность функционирования государственных структур рассматривается как определяющий фактор реализации мировой УР-стратегии.

Все больший информационный охват населения позволяет государственной системе адекватно отвечать на общественные потребности и вызовы. Во-вторых, создаются условия для четкой фиксации реализации УР-стратегии на всех ее уровнях и этапах. В-третьих, актуализируется проблема информационной безопасности, требующая разработки комплекса мер соответствующей защиты как личности, так и социума.

ЦУР 17 – партнерство в интересах устойчивого развития. Преодолевая современные тренды турбулентности, глобальное сотрудничество сохраняет статус необходимого условия конструктивного динамизма современной цивилизации.

Информационно-технологические инновации могут, с одной стороны, подвести цивилизацию к опасностям катастрофического развития, а с другой – поднять ее до высот невиданного исторического процветания. И в этом – «тайна» конструктивного динамизма цивилизации предвидимого будущего.

У выхода из черного ящика

Из недавних данных ООН (май 2025) следует, что прогресс в сфере человеческого развития «замедлился до минимума» за последние три с лишним десятка лет. Иначе говоря, человечество уже в который раз оповещается о препятствиях на пути «достойного завершения» мировой Повестки УР-стратегии.

Тем не менее экспертные оценки исходят из того, что почти 80% ЦУР могут быть поддержаны с помощью технологий ИИ. Впрочем, и в этом отношении ситуация до сих пор выглядит отнюдь неоднозначно.

«Оптимисты» исходят из того, что ИИ имеет возможности создавать программы, способные выполнять задачи, решение которых прежде являлось прерогативой человеческого интеллекта. По данным отчета AI Index Стэнфордского университета (2024), ИИ впервые превзошел человеческие возможности в ряде ключевых областей, включая классификацию изображений и визуальное мышление.

Иначе говоря, неуклонно повышается степень «непосредственного понимания» машины. В ближайшем будущем ожидается еще больший динамизм научных исследований и практических разработок, направленных на создание эффективной инфраструктуры для внедрения и развития технологий ИИ.

«Пессимисты» и не предполагают, кажется, отказываться от своих альтернативных представлений, акцентируя внимание на степени риска инновационных технологических решений. ИИ нередко ассоциируется с черным ящиком, внутренний процесс которого недоступен для анализа человеком. Причем результат этого процесса в черном ящике, не всегда позитивный.

Более того, стоящие у «входа» определяют и «выход», то есть итог связывается с элементами односторонности. А это, в свою очередь, закрепляет подчас человеческое неравенство в его разнообразных ипостасях. Особое беспокойство экспертов вызывает «технологический гегемонизм», связанный с потенциальной «машинной» управленческой доминантой и «вытеснением» человека из реальных производственных отношений.

Иными словами, феномен ИИ оценивается как негативная альтернатива сложившимся современным социально-информационным структурам.

Реальность, как очевидно, посередине. То есть «плюсы» ИИ сочетаются с «минусами», которые хотелось бы попытаться предвидеть, а по возможности – предотвратить или хотя бы минимизировать. В полной мере такой подход работает и при его приложении к оценке перспектив УР-стратегии.

С одной стороны, ИИ – несомненно реальный потенциал человечества, уже проявившийся во многих, если практически не во всех сферах бытия, ставший тем самым драйвером стратегии современной цивилизации на ее пути продвижения в предвидимое будущее. Но при этой, вполне объяснимой, эйфории было бы неплохо принять во внимание хотя бы экспертную оценку, в соответствии с которой более 80% поддержанных инновационных проектов «терпят неудачу».

С другой стороны, если УР-стратегия – реальный системный сценарий динамики цивилизации, принятый и реализуемый в той или иной мере мировым сообществом, то ИИ – феномен, лишь сравнительно недавно получивший практическое измерение. Он тяготеет к несколько более конкретным направлениям реализации – цифровые технологии в самых различных сферах применения.

При этом динамизм ИИ, стремящийся в пределе приблизиться (и даже превзойти) человеческий интеллект, не зависит, кажется, от степени современной международной турбулентности. И степень этой турбулентности стремительно повышает, к примеру, интерес к военным направлениям использования систем искусственного интеллекта. Эксперты оценивают как реальность создание проектов ракет с ИИ и роботизированных платформ с «дистанционным управлением».

Между тем эффективность реализации УР-стратегии, опирающейся на реальный экономический уровень цивилизации, напрямую связана с масштабами глобальной турбулентности, с характером взаимоотношений между всеми ветвями мирового сообщества. Иначе говоря, ИИ уверенно занимает статус потенциального драйвера процесса конструктивного завершения Повестки устойчивого развития на пути к 2030 году. Однако его действенность обусловлена характером стабильности мировой социально-политической ситуации, динамикой роста мировой экономической системы и степенью развития планетарного социокультурного диалога.

Как бы там ни было, в последующий исторический период человечество неизбежно должно будет продолжить в той или иной форме выход на уровень долговременной стратегии развития цивилизации. Целевые индикаторы – эффективность баланса экономических, экологических и социальных трендов. Представляется, что сейчас активно реализуемая локальная доктрина ESG, в рамках которой корпоративный бизнес ориентируется на реализацию принципов социально-экологической деятельности, станет основой стратегии цивилизации, продолжающей движение в предвидимое будущее.

Один из принципов ООН, связанных с реализацией УР-стратегии, гласит: «Не оставлять никого позади» (leave no one behind). Почувствует ли человечество его реальность при «подключении» феномена ИИ?


Читайте также


Коммунисты не уходят без борьбы из регионов "красного пояса"

Коммунисты не уходят без борьбы из регионов "красного пояса"

Дарья Гармоненко

Члены избирательных комиссий в Свердловской области обратились в прокуратуру

0
459
Место приложения узла социальных связей

Место приложения узла социальных связей

Виталий Антропов

Рост числа мегаполисов, возможно, самый интригующий феномен цивилизации

0
676
«Средоточное местоположение среди Империи»

«Средоточное местоположение среди Империи»

Валерий Перхавко

Образы столиц в стране, которой издревле был присущ внутренний полицентризм

0
686
Новости науки. Ученые разработали новый метод обезвреживания нефтесодержащих отходов в Арктике

Новости науки. Ученые разработали новый метод обезвреживания нефтесодержащих отходов в Арктике

0
534

Другие новости