0
1493
Газета Главная тема Интернет-версия

24.01.2008 00:00:00

Кем бы он был сейчас?

Тэги: высоцкий


высоцкий Оскал новых русских волков...
Ли Бонтеку. Без названия. 1961. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Кем бы был Гагарин? Увы, как и изобретатель чудного автомата Калашников, мог бы украшать официозные приемы и возглавить комитет Госдумы по туризму и спорту.

А вот Высоцкий? В его голосе – страдание. Ведь именно поэтому никому не удается удачно перепеть его песни, а получается одно неприличие. Человек, который свою тайну унес в могилу. Тайну воздействия и обаяния.

В дорогу – живо! Или в гроб
ложись!
Да, выбор небогатый перед
нами.
Нас обрекли на медленную
жизнь –
Мы к ней для верности
прикованы цепями.

А кое-кто поверил второпях –
Поверил без оглядки,
бестолково, –
Но разве это жизнь –
когда в цепях,
Но разве это выбор –
если скован.

Высоцкий, тот, который каждого мог заставить почувствовать себя человеком, потому что артистично и природно влезал в чужие шкуры, тот, который рычал: «А люди справедливости хотели», и это недостижимая справедливость на той дороге жизни, которая в его песнях как одна агония – по-над пропастью, или под водой, где удушье, или в лесу густом с бабами-ягами. Высоцкий с его обезоруживающим юмором. С его детской честностью, где есть честь, дружба, долг, любовь (кто так мог влюбленных воспеть?), и к этим словам не подкопаешься, потому что в его песнях они не звучат, а прямо действуют. Когда Высоцкий поет о подвиге – этот подвиг совершается на самом деле.

Высоцкого не приняли в Союз писателей. Можно упрекнуть его тексты в том, что они часто идут не от магии слов, а от какой-то идеи. Но такой упрек тает под обаянием, рядом с эстетической цельностью его песен. Есть такие редкие писатели, чей чистый максимализм вдохновляет и пьянит настолько, что в решающие минуты ты оглядываешься на них.

Высоцкий, который смог в весьма узкие времена сохранить полноводную свободу личности и быть таким, каким хотел┘ Кем бы он был при его остром восприятии жизни людей, народа, истории России, при его актуальном нерве и жажде правды?

Вероятно, он бы приветствовал перестройку. Вряд ли бы одобрил ГКЧП. Я легко представляю Высоцкого, поющего на августовских баррикадах 91-го. Он бы искренне думал, что его песня рвется наперерез танкам. Наверняка он бы ощутил разочарование, раздерганность, опустошение и тоску от того, что принято называть «реформами» или «эпохой 90-х». Выступил бы он четко и внятно на одном из полюсов в те годы – бог весть. Думаю, он бы говорил и пел о бездомных, о стариках, торгующих орденами, об отравленных водкой, о молодых братках, стреляющих друг друга по России, о кичливых господах жизни. Очевидно, он бы остро воспринял войну в Чечне, возможно, бы поехал туда, к солдатам. На этом изломе Высоцкий мог бы поддержать кого угодно – крайних либералов или радикальных коммунистов┘ Он мог бы стать эстрадной звездой, а мог бы затеряться, уйти в нечто вроде шансона, связаться со странными криминальными ребятами и погибнуть тогда.

Природная честность могла убить его именно в это время слома, когда при всей своей социальной жертвенности он бы обжигался о бесконечные варианты выбора и невозможность принять ни один.

Возможно, Высоцкий изначально бы с благородной отчужденностью, с юморком отнесся к перестроечной суете и суматохе. Как внутренний эмигрант, независимая личность. «Пусть впереди – большие перемены. Я это никогда не полюблю!» И хотя фраза про перемены означает, по-моему, лишь то, что перечисленную сумму «нелюбимого» он будет не любить при любых обстоятельствах, он пел отчетливо: «В восторженность не верю┘». Такая отстраненность была у внешних эмигрантов Максимова, Зиновьева, Синявского, которые в 80-е судили обо всем спокойно и одиноко на фоне горлопанящих о либеральном расцвете вчерашних верных коммунистов от искусства, а в ранние 90-е произносили диковинные тогда диагнозы, которые нынче сделались, прости, читатель, трендом.

Если бы он выжил в 90-е, он угодил бы в нулевые годы. Стал бы он судействовать в ТВ-шоу «Звезды на льду»? Встречался бы, как Б.Г., с Владиславом Сурковым? Принял бы орден «За заслуги перед Отечеством»? Сделался бы, как Розенбаум, депутатом фракции ЕР и снялся бы в фильме депутата фракции ЕР Говорухина?

Думаю, тут бы было два сценария. Один – предельная пепельная усталость. Верность творчеству и способность махнуть рукой на любые власти, доживать свой век мирно и равнодушно к ходячим миражам «сильных мира сего» и хранить вежливый вид. А могло быть активное неприятие. «Я не люблю уверенности сытой. Уж лучше пусть откажут тормоза┘» – это про наше время, про излишне уверенных и чрезмерно подлых, кого еще выплюнет история. Его бы звали к себе большие люди, чтоб он им пел «Охоту на волков». Но наверняка он спел бы и про новых волков.

В конце концов неважно, чем бы был занят сейчас Высоцкий. Вне времени, вне истории, вне условностей и самоутешений есть его голос, и в голосе этом живет масштабный ответ на мучительный вопрос, как надо поступать. Ответ, смысл которого всегда так прост, когда времена упрощаются:

И рано нас равнять
с болотной слизью –
Мы гнезд себе на гнили
не совьем!
Мы не умрем мучительною 
жизнью –
Мы лучше верной смертью
оживем!

(Продолжение темы на стр. 9)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
732
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
669
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
650
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
802

Другие новости