0
5147
Газета Я так вижу Печатная версия

27.01.2022 19:43:00

Региональная политика правительства: оперативные и стратегические задачи

Кабинет министров при Михаиле Мишустине демонстрирует способность к самосовершенствованию

Ростислав Туровский

Об авторе: Ростислав Феликсович Туровский – доктор политических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

Тэги: кабмин, мишустин, политика, регионы, инфраструктурные проекты


кабмин, мишустин, политика, регионы, инфраструктурные проекты На фото встреча Михаила Мишустина с губернатором Воронежской области Александром Гусевым. Фото сайта government.ru

В 2021 году федеральное правительство под руководством Михаила Мишустина продолжило формирование системы отношений с органами региональной власти, позволяющей решать как актуальные проблемы, прямо или косвенно связанные с периодом пандемии, так и стратегические задачи. Отладка отношений между Центром и регионами соответствовала складывающейся в соответствии с новым законодательством системе единой публичной власти, предполагая поддержку регионов, сотрудничество с ними и создание рычагов контроля и влияния.

Ключевым системным решением прошлого года стало введение кураторства вице-премьеров над федеральными округами. Если прежде эта практика относилась лишь к отдельным федеральным округам, то теперь она стала всеобъемлющей. Важно отметить, что речь шла не просто о распределении федеральных округов между вице-премьерами, но и о постановке задач в логике стратегического планирования. В регионах проводился отбор приоритетных проектов, определялись направления, позволяющие достичь ключевых целей социально-экономического развития субъектов Федерации. Вице-премьеры теперь активно участвуют во взаимодействии правительства и регионов, играя в нем важную связующую роль.

Одним из приоритетных направлений в региональной политике федерального правительства оставалось здравоохранение. Эта сфера по понятным причинам находилась на постоянном контроле. Принимались решения о выделении средств на те или иные проекты и социальные выплаты медикам, что стало уже сложившейся практикой начиная с 2020 года.

В поисках инвестиций

При решении стратегических задач, позволяющих обеспечить экономический рост в стране и ее регионах, в центре особого внимания правительства находится инвестиционная политика. Стимулирование роста инвестиций в регионах и создание благоприятного инвестиционного климата нашли отражение в целом ряде как принципиально новых, так и более традиционных решений. Одной из новаций становится внедрение региональных инвестиционных стандартов, позволяющих на качественно новом уровне организовать работу с инвесторами. В 2021 году для этого были определены первые 12 пилотных регионов, далее их список будет расти. В вопросах регионального развития подчеркнутая ставка сделана на инновации. В частности, в регионах расширяется сеть инновационных научно-технологических центров, число которых достигло восьми. Появляются новые точечные проекты, такие как Национальный центр физики и математики в Сарове. Запускается процесс строительства новых университетских кампусов.

Среди более традиционных решений отметим вновь возросшее внимание правительства к созданию особых экономических зон, появившихся в ряде новых регионов (Ивановская, Новгородская, Оренбургская, Смоленская области). Неоднократно принимались решения о расширении существующих территорий опережающего развития. В повестке дня правительства постоянно находились вопросы облегчения деятельности инвесторов, работающих на разного рода «особых» территориях. В частности, были упрощены критерии отбора резидентов Свободного порта Владивосток, смягчены требования к промышленным кластерам. Правительство регулярно выделяло средства на инфраструктуру преференциальных экономических режимов.

Инфраструктурные проекты в числе приоритетных

Наряду с инвестиционной политикой важным приоритетом правительства является инфраструктура. Учитывая ее огромное значение для России, правительство приняло меры по стимулированию ускоренного строительства инфраструктурных объектов – как поистине гигантских, так и имеющих локальное значение. Ключевым инструментом стало выделение регионам инфраструктурных кредитов, в том числе посредством конкурсного отбора. Здесь правительство сумело в очень сжатые сроки организовать работу с регионами, итогом которой оказалось одобрение более 200 проектов, включающих свыше 600 конкретных объектов. Реализация этих проектов начинается в подавляющем большинстве субъектов РФ, что подчеркивает масштаб процесса. Ставка сделана на транспортную и инженерную инфраструктуру, отчасти также на инфраструктуру социальную и туристическую. Среди прочего важно отметить запуск строительства метро в ряде крупных городов, где этот вопрос откладывался годами. Наряду с инфраструктурными кредитами стартовал процесс отбора проектов, реализуемых с использованием механизма инфраструктурных облигаций, где акцент сделан на ЖКХ. В целом подчеркнутое внимание было уделено стимулированию жилищного строительства, где есть и традиционные направления (строительство инфраструктуры, расселение из ветхого и аварийного жилья), и новые (например, совершенствование программы «Дальневосточная ипотека»).

Решение вопросов транспортной доступности стало переводиться на более системный и лучше организованный уровень. Как раз в этой логике была утверждена новая Транспортная стратегия России до 2030 года. Подчеркнутым вниманием правительства пользуются крупные проекты, позволяющие как расширять экспорт, так и развивать транзит между Европой и Азией. В частности, при принятии решения о расширении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры приоритет был отдан сибирским и дальневосточным территориям и в особенности Восточному полигону РЖД. К вопросам внутренней транспортной доступности и международного транзита имеет отношение и масштабный план развития автодорожной сети, где главным проектом является сейчас скоростная трасса М-12 Москва–Казань. А тем временем к социально очень значимым вопросам относилось принятие решений о субсидировании пассажирских авиаперевозок, главным образом в отношении Дальнего Востока.

С учетом растущей роли внутреннего туризма его стимулирование в регионах стало еще одним приоритетом. С этой целью была утверждена государственная программа развития туризма до 2030 года, появилась специальная корпорация «Туризм. РФ», занимающаяся проектами в очень многих регионах страны. На этом направлении возникли свои новые и интересные идеи, такие как разработка национальных туристических маршрутов и объединение усилий соседних субъектов в рамках туристских макротерриторий.

К регионам ищут индивидуальный подход

Региональная политика сейчас четко и понятным образом организована правительством на трех территориальных уровнях.

Во-первых, ведется постоянная работа по приоритетным макрорегионам. В центре особого внимания находится Арктика, в отношении которой была утверждена государственная программа ее социально-экономического развития и определены проекты для государственной поддержки. В отношении уже более привычного Дальнего Востока принималось множество точечных решений, но были и свои новации, такие как запуск механизма дальневосточной концессии и подготовка масштабного решения об особом экономическом режиме на Курилах. Для Северного Кавказа рассматриваются модели экономического развития его регионов, а также произошла реорганизация институтов развития с созданием корпорации «Кавказ. РФ». Для Крымского полуострова уточнен режим свободной экономической зоны, а также решаются приоритетные вопросы водоснабжения, сельского хозяйства и туризма, дорожного строительства.

Во-вторых, правительство проводит индивидуальную работу с отдельными регионами. В прошлом году началось расширение списка из определенных ранее проблемных регионов, в отношении которых действуют свои программы социально-экономического развития (к прежней десятке добавились Астраханская область и Мордовия). Свои «особые» программы получили и некоторые другие регионы с учетом специфики их проблем. Так, Забайкальский край обладает теперь программой ускоренного развития, а для сырьевых Кемеровской области и Республики Коми приняты планы диверсификации их экономики. При этом Кузбасс, не являясь отстающим, но будучи очень сложным регионом, имеет теперь и собственную программу социально-экономического развития.

Уже привычным элементом в работе правительства с регионами стали поездки Мишустина, который посещает в среднем по два региона в месяц, что уже говорит само за себя. При этом поездки премьера в регионы фактически стали отработанным механизмом сотрудничества и поддержки, чего ранее в России никогда не было. По итогам поездок всегда принимается список поручений главы правительства, определяются приоритетные направления и проекты, выделяются средства на их реализацию. При этом особое внимание уделяется социальным проектам, особенно в сфере здравоохранения.

Разумеется, на региональном уровне правительство решает и множество точечных вопросов. В основном в течение прошлого года в центре внимания были строительство и реконструкция медицинских учреждений, спортивные объекты, автомобильные дороги, жилищно-коммунальная инфраструктура и т.д. Наряду с этим правительство продемонстрировало способность оперативно помогать регионам при чрезвычайных ситуациях, а их было немало – это и лесные пожары, и паводки.

В-третьих, часть решений правительства относится и непосредственно к муниципальному уровню. В частности, появились программы комплексного развития таких городов, как Норильск и Дербент. Большое внимание уделялось городской экологии в рамках проекта «Чистый воздух», предусматривающего закупки экологически чистого городского транспорта. Позитивным процессом стало увеличение числа городов с благоприятной городской средой, параметры которой тоже стали упорядоченными и тем самым контролируемыми.

Общим итогом работы правительства с регионами за последние два года следует признать последовательность и способность к самосовершенствованию. Правительство выстраивает целенаправленную работу, где главной целью является польза, которую отобранные и поддержанные проекты приносят территориям. Оно продемонстрировало способность сочетать реагирование на форс-мажорные обстоятельства пандемии и стихийных бедствий с разработкой и поэтапной реализацией стратегических задач. И первые результаты в виде улучшения региональных финансово-экономических показателей уже говорят сами за себя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

«Роснефть» правильно ответила Минфину США иском, уверен глава ИМЭМО РАН

Евгений Солотин

Рассчитывать на объективность суда сложно, но громкие заявления американских чиновников нуждаются в публичном обсуждении

0
1570
Украинский кризис и польский реваншизм

Украинский кризис и польский реваншизм

Александр Храмчихин

Варшава стремится стать главным союзником Киева

0
1251
Азиатский интернационал террористов

Азиатский интернационал террористов

Лариса Шашок

Угроза радикализации Юго-Восточной Азии в связи с обострением в Афганистане

0
1541
Лукашенко выбрал насилие как способ решения политических проблем

Лукашенко выбрал насилие как способ решения политических проблем

Дмитрий Тараторин

Международные санкции не мешают Минску бороться с несогласными

0
2336

Другие новости