Фото Reuters
Однако победы эти ставят перед властью больше проблем, чем приносят бонусов. Поскольку понятно, например, что Навальный уже вошел в политику, и выдворить его за дверь безболезненно не получится. Сидеть молча он не станет, а оставшись на свободе с условным сроком, тем более не смолчит. Заметим, что его обещания и обвинения могут носить любую степень фантастичности: по закону условно осужденный не имеет права участвовать в выборах. А значит, выполнение обещанного ему не грозит. Его высокий московский рейтинг останется с ним как медаль. Напомним, недавно услужливая Дума продлила срок непогашенной судимости на два года.
Навальному нечего терять, а круг его сторонников будет только расти. Власть могла бы сделать умный ход – на заседании Конституционного суда, где будет обсуждаться на днях несоответствие Конституции ограничения прав граждан на активное избирательное право, связанное с судимостью, отменить сомнительный закон. Тогда и будет Навальный по-настоящему системным политиком со всеми вытекающими последствиями, например – ответственностью за обещания.
Подчеркнутое уважение к мнению несистемщиков со стороны власти проявилось в приглашении нескольких лидеров радикальной оппозиции на Валдайский форум. Тон и содержание дискуссии, до которой допустили Геннадия Гудкова, Владимира Рыжкова и Илью Пономарева, легко предсказуемы. Отдельной встречи с президентом Владимиром Путиным у них не планируется - об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Включение несистемщиков в политику, однако, произошло не по закону, а вопреки ему – как в случае с Навальным. Потому что идея абсурдного закона о муниципальном фильтре себя окончательно дискредитировала, и непонятно, почему власти так за него цепляются.
Как-то незаметно вернулись на Охотный Ряд депутаты, а в Совфед – сенаторы. Среди законодательных инициатив последнего – проект главы комитета СФ по законодательству Клишаса, посвященный отпуску заключенных в СИЗО граждан на похороны близких. Проект более чем странный: он ни в чем не отклоняется от аналогичной нормы, касающейся отбывающих срок по приговору суда. Получается, что человек, который, возможно, невиновен, приравнен к заключенным, вина которых доказана по суду. Где место презумпции невиновности в проекте Клишаса? Нет такого места. Зато есть твердая убежденность власти в том, что зря у нас не сажают.
Случились на прошлой неделе два забавных привета из прошлого. Сенатором от Москвы стал Владимир Долгих, возглавляющий Московский совет ветеранов. У этой истории три аспекта. С одной стороны, эта была некоторая компенсация бывшему советскому деятелю за усилия в мобилизации пенсионного электората на недавних выборах. С другой – еще свежа в памяти некрасивая история с «Антисоветской» шашлычной, когда ветеран всерьез сражался (с политических позиций) с заведением, оказавшимся чуждым ему идеологически. Третья сторона назначения: еще раз подтверждена репутация Совфеда как богадельни для вышедших в тираж политиков.
Иногда такие люди в порыве услужливости сильно эту власть компрометируют. Великая спортсменка Ирина Роднина, ныне депутат Госдумы, разместила в своем Twitter вполне расистский коллаж на чету Барака Обамы. Конечно, антиамериканизм сегодня в моде в определенных кругах, как бы тренд, но не до такой же степени. Приверженность парламентария к любому сомнительному тренду недопустима. Впрочем, неизвестно, что хуже – интерес депутата к карикатуре с душком или к сочинительству законопроектов – тоже с душком. На прошедшей неделе Дума разорвала соглашение об усыновлении российских детей испанскими гражданами. 222 ребенка, стоящих на очереди, останутся в России. 222 испанские семьи не помогут им обрести родителей.