0
1487
Газета СНГ Интернет-версия

11.01.2000 00:00:00

Ислам Каримов снова избран президентом

Тэги: Каримов, Узбекистан, выборы


Российские политики должны учесть, что президент Узбекистана - сторонник развития отношений на двусторонней основе.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

В МИНУВШЕЕ воскресенье в Узбекистане состоялись выборы президента, которые прошли при высокой явке избирателей: люди стали приходить на свои участки уже в 6 часов утра. Фактически выборы можно было признать состоявшимися уже к 12 часам дня, поскольку к тому времени из 12 миллионов избирателей проголосовало более 50%, а к 16.00 проголосовало почти 82% избирателей. В понедельник в первой половине дня Центризбирком Узбекистана обнародовал предварительные итоги: из 12 746 903 избирателей в голосовании приняли участие 12 123 199 человек, что составило 95% от числа имеющих право голоса.

Победа Ислама Каримова была более чем убедительной - за действующего президента, подтвердившего свой мандат, проголосовало больше одиннадцати миллионов граждан Узбекистана (91,9% избирателей), причем за Каримова проголосовало не только большинство граждан Ташкента (93%), Бухары (92%), Самарканда (92,9%), но и население Ферганы (92%) и Намангана (90,80%), а эти регионы считаются и считались наиболее "сложными" в конфессиональном отношении. Из чего можно сделать вывод, что Исламу Каримову накануне президентских выборов удалось добиться консолидации самых разных слоев общества и самых разных регионов республики.

Соперник президента Абдулхафиз Джалалов, уроженец Намангана, доктор философских наук, лидер Народно-демократической партии Узбекистана, получил всего 4,17% голосов (за него проголосовало чуть более 505 тысяч человек), причем максимальное число избирателей проголосовало за Абдулхафиза Джалалова в Намангане, откуда он родом (5,4%), Навои (5,1%), Бухаре (4,4%), а в остальных регионах соперник президента собрал голоса от 3 до 5% избирателей. Итак, президентский марафон в республике завершился победой Ислама Каримова.

Возможно, если бы в Узбекистане и в мире была другая ситуация, а в Ташкенте не прогремели бы в минувшем году организованные террористами взрывы, унесшие человеческие жизни, если б вообще жизнь была более спокойной и благостной, как в Швейцарии, не исключено, что такую же убедительную победу одержал бы философ и знаток диалектики Гегеля, автор многих книг Абдулхафиз Джалалов - впрочем, название одной из его книг имеет прямое отношение не только к Узбекистану, но и ко всем странам СНГ, поскольку называется вполне символично: "Ответственность независимости". Дефицит этой ответственности ощущается на всем постсоветском пространстве - и, судя по консолидации узбекского общества в день президентских выборов, оно увидело только в Исламе Каримове именно такого лидера, который осознает весь груз этой ответственности.

Международные наблюдатели из 26 государств (включая Россию и страны СНГ) не выявили никаких существенных нарушений и все как один отметили высокую явку избирателей, а международные наблюдатели из США и Кореи, член конгресса США Бо Болтер, представляющий Еврейский институт национальных стратегических проблем, а также дипломат из Кореи Лимб Ток Кю, отвечая на вопрос обозревателя "НГ", в чем они видят доказательства демократических процессов в Узбекистане, в первую очередь назвали именно этот критерий - политическую активность граждан Узбекистана. Господин Болтер увидел в этом факте еще и межнациональную толерантность, поскольку эту активность, по его наблюдениям, проявили люди разных конфессий и национальностей. Вообще же интерес к президентским выборам в Узбекистане был беспрецедентным: в Ташкент прибыло более ста зарубежных наблюдателей, экспертов, журналистов, причем больше всего наблюдателей и экспертов прибыло из США - почти в два раза больше, чем из России ("наших" было 12 человек) и в три раза больше, чем из Германии, что, конечно, нельзя назвать случайным: сама эта статистика свидетельствует о том, что не без сожаления констатируют российские эксперты и исследователи - Россия, как это ни странно звучит, плохо знает Узбекистан, не изучает его столь последовательно и дотошно, как американцы и европейцы, и абсолютно не изучает узбекский рынок, огромный по своим возможностям, без которого нереально не только "стратегическое партнерство", но и вообще какое-либо партнерство.

Выборы президента в Республике Узбекистан для большинства международных наблюдателей стали одним из поводов проанализировать, как вообще идут процессы демократизации общества и структур власти в Узбекистане. С точки зрения постороннего наблюдателя, склонного к теоретическим координатам, может быть, они идут "медленно", но они адекватны менталитету народа и уровню развития республики в данный исторический момент. Не только в Узбекистане, но и во всех бывших республиках СССР практически невозможна "форсированная" демократия и механический перенос "западных ценностей" (особенно при наличии "восточного" менталитета) - это, кажется, случилось с одной Россией, где произошли действительно гигантские перемены за последние десять лет (начиная с самого бесспорного завоевания - свободы российской прессы), но российский опыт, весьма рискованный, не повторило больше ни одно государство. Поэтому и процессы в Узбекистане, как и сами выборы, можно оценивать как бы на двух уровнях: первый - условно говоря, "нижний уровень", который касается внутренних проблем самой республики, начиная от весьма проблематичной свободы прессы и кончая реальными и последовательными экономическими реформами, предварительные итоги которых довольно высоко оценивают наблюдатели, в том числе и российские.

В числе фактов демократизации называют нынешние альтернативные выборы (когда важен не столько итог, сколько прецедент), увеличение числа политических партий и фракций в парламенте (пять вместо двух), социальные программы по защите различных слоев населения, в том числе врачей, учителей, рабочих и т. д. Второй уровень оценки "узбекской модели" имеет геополитическое значение (хотя сам термин применяется прежде всего по отношению к экономическим реформам): судя по всему, Узбекистан в ближайшие годы может стать действительно регионально значимой страной (иногда говорят и о "региональной державе"), оказывающей большое влияние на всю Центральную Азию. Именно в этом обстоятельстве следует искать разгадку беспрецедентного интереса к республике и к выборам ее президента со стороны США, Германии, Израиля, Китая, Кореи, Японии, Афганистана и других стран мира.

Вот почему и для России (в большей степени, чем для других стран СНГ) итоги президентских выборов и победа Ислама Каримова как признанного лидера своего государства имеют большое значение: незадолго до январских выборов в Узбекистане состоялась встреча российского премьера Владимира Путина с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, которую высоко оценили в Ташкенте и которая стала поворотным моментом для создания условий "стратегического партнерства" двух стран. Этот действительно исторический шанс не должна упускать Россия (как, впрочем, и Узбекистан) - и дело здесь не только в военно-техническом или торгово-экономическом сотрудничестве: реальное "стратегическое партнерство" России и Узбекистана способно коренным образом поменять геополитическую ситуацию в регионе.

Более благоприятной ситуации, чем сейчас, в дальнейшем может и не представиться, поскольку этот поворот к партнерству находит поддержку и среди населения Узбекистана: как сказала одна обыкновенная женщина, узбечка по национальности, проголосовав за Каримова, когда мы поинтересовались ее мнением о Владимире Путине: "Если б надо было у нас в Узбекистане голосовать за Путина, то мы бы за него проголосовали так же, как за Каримова!" Вообще же в Узбекистане интерес к России и ее политике оказался для российских наблюдателей неожиданно высоким - выяснилось, что тут следят за всеми перипетиями российской политической жизни иногда с большей заинтересованностью, чем, скажем, в обычном русском городе, а такой постоянный интерес нельзя придумать или тем более "организовать" сверху. Следовательно, можно сказать, что Узбекистан, который столь убедительно проголосовал за своего президента Каримова, готов, метафорически выражаясь, "проголосовать" и "за Путина", то есть за связи с Россией, их восстановление и расширение.

России надо быть готовой к тому, что Узбекистан был и остается во многом "трудным" партнером, в том смысле, что партнером самостоятельным и экономически независимым: в течение трех последних лет Узбекистан добился "хлебной" независимости и перестал покупать зерно за счет собственных посевов, Республика Узбекистан добилась энергетической независимости - около 15% всех инвестиций было вложено в реформирование отрасли, и сегодня Узбекистан экспортирует нефть, газ и нефтепродукты. Узбекистан остается хлопковой державой (а текстильной промышленности России хлопок жизненно необходим) и занимает 4-е место в мире по производству и 2-е место в мире по экспорту хлопка. России тоже есть что предложить своему партнеру, только разворачивать эту работу (скажем, автомобиле- или самолетостроение) надо оперативно, без промедлений осваивая и изучая рынок Узбекистана.

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
621
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
788
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
672
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
537

Другие новости