0
1015
Газета СНГ Интернет-версия

21.09.2001 00:00:00

В заложниках у власти

Лейла Юнус

Об авторе: Лейла Юнус - директор Института мира и демократии.

Тэги: карабахский, конфликт


ПОСЛЕ заключения в мае 1994 г. соглашения о прекращении огня Армения и Азербайджан при посредничестве Минской группы ОБСЕ ведут безуспешные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Хотя нынешний год был провозглашен сопредседателями Минской группы годом достижения мирного соглашения, на деле события развиваются с точностью до наоборот.

В феврале 2001 г. все без исключения политические силы, представленные в парламенте Армении, выступили с заявлением по урегулированию карабахского конфликта, представленным как армянская общенациональная платформа. Фактически одна из сторон переговорного процесса положила на стол переговоров предложения по урегулированию конфликта, получившие поддержку всех фракций парламента.

Уже в марте текущего года близкие к президенту Азербайджана политологи, в свою очередь, разрабатывают "Исходную платформу к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта", впоследствии получившую название Хартии. В течение апреля-августа авторы Хартии организуют сбор подписей под этим документом со стороны большинства политических партий, общественных организаций, деятелей науки, искусства. Хартию подписывает шейх-уль-ислам Кавказа, ее широко пропагандируют в СМИ. Таким образом, азербайджанская сторона также представила свои принципы, широко поддержанные в обществе.

Остается добавить, что оба документа не совпадают ни по одному пункту и носят ультимативный характер. Приведу для примера только два положения. В заявлении парламента Армении в отношении Нагорного Карабаха указан следующий принцип урегулирования конфликта: "Объединение Нагорного Карабаха с Арменией или международное признание его независимого статуса". Максимальная же уступка авторов азербайджанской Хартии - "разработка и принятие автономного статуса НК в составе Азербайджана". В случае несогласия противной стороны с предложенными принципами авторы азербайджанского документа предлагают "освобождение оккупированных территорий с использованием силы". В свою очередь, армянское заявление гласит: "┘при провоцировании очередной агрессии (это на собственной-то территории! - Л.Ю.) Азербайджану будет дан достойный отпор. Вся ответственность за новые военные действия ляжет на эту страну < ┘> Мы тверды в деле защиты прав Арцаха и его населения".

Очевидно, что оба президента были заинтересованы в создании этих взаимоисключающих документов. Во-первых, они подтверждают отсутствие в обоих обществах политических сил или фигур, настроенных на компромисс и на переговоры с противной стороной. Другими словами, альтернативы президентам-миротворцам нет. Во-вторых, данные документы позволяют Кочаряну игнорировать мнение мирового сообщества и отказываться от вывода войск с территории Азербайджана. Очевидно одно: переговорный процесс завели в тупик и, вооружив оба народа ультиматумами, в очередной раз поставили перед угрозой возобновления военных действий.

Выходом из этого тупика может быть только диалог конфликтующих сторон, поддержанный в обоих обществах. Однако совершенно неожиданно удар по народной дипломатии, по возможности диалога последовал оттуда, откуда трудно было ожидать: от структур, считающихся миротворческими.

4 сентября Баку посетила делегация неправительственных организаций (НПО) Нагорного Карабаха, возглавляемая местным представителем международной организации Хельсинкской гражданской ассамблеи (ХГА) Кареном Огаджаняном. Принимающей стороной был азербайджанский комитет ХГА. Это был уже 17-й по счету визит представителей Армении и Нагорного Карабаха в Азербайджан. Как и предыдущие, он должен был спокойно пройти по разработанному плану.

Однако, как было указано выше, с марта нынешнего года в азербайджанском обществе целенаправленно велась работа по поддержанию ультимативной Хартии, одним из разработчиков и активных пропагандистов которой выступал азербайджанский комитет ХГА во главе с его председателем Арзу Абдуллаевой. Приезд карабахских армян в Баку совпал с пиком агитации за Хартию. Уже в аэропорту тележурналисты засняли картину, вызвавшую волну негодования в обществе. Руководитель армянской делегации заявил, что представляет в Баку независимую Республику Нагорного Карабаха, и продемонстрировал журналистам паспорт гражданина Армении (?). В свою очередь, его коллега Абдуллаева, встречавшая делегацию в аэропорту, на следующий день (и вновь перед телекамерами) заявила пикетирующим офис ХГА выходцам из Карабаха: "Карабахцы не имеют морального права говорить о Карабахе" (?!). Примечательно, что так повели себя не новички в переговорном процессе, а люди, с 1992 г. работающие на ниве миротворчества в рамках ХГА.

Эти кадры, многократно повторенные в телепередачах, естественно, вызвали волну выступлений вынужденных переселенцев с оккупированных территорий Азербайджана. Под давлением общественности лидеры оппозиционных партий и общественных организаций отказались от ранее запланированных встреч с армянами. Весь визит проходил в напряженной обстановке, сопровождаемый многочисленными публикациями в СМИ, отвергающими народную дипломатию. Примечательно, что миссия защиты права народной дипломатии на существование была возложена на авторов и пропагандистов ультимативной Хартии. В обществе ускоренными темпами формировали неприятие любого диалога с представителями армянской стороны.

Завершающим же аккордом стал отлет армянской делегации. Опять же в аэропорту и вновь перед телекамерами некий гражданин нанес пощечины главе делегации Огаджаняну. На вопрос о том, почему его пропустила охрана и как успели это заснять журналисты, граждане получили ответ из газет, в каждой из которых было напечатано, что "ответ сепаратисту дал нахичеванец". Человек, не посвященный в кухню азербайджанской политики, удивится, при чем тут малая родина хулигана. Посвященному же станет ясно, что сценарий был продуман досконально, даже этот последний штрих был нанесен в интересах клана.

Смысл удара, который нанесла власть по национальному самосознанию собственного народа, еще предстоит исследовать психологам и социологам. А пока мы остаемся заложниками этой криминальной власти, четко контролирующей даже те сферы и структуры общества, которые призваны быть независимыми, негосударственными, общественными...

Общественно-политическая ситуация в Армении и обстановка в Азербайджане зеркально отражают одна другую. Наши два общества в очередной раз направили по замкнутому кругу противостояния, консервации ненависти и нерешенных проблем. Ощущение собственной беспомощности усугубляется вселенским противостоянием христиан и мусульман, Запада и Востока, "цивилизованной" и "нецивилизованной" частей человечества.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1026
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1170
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1448
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1041

Другие новости