Инвестиции в технологическое перевооружение важны для поддержания конкурентоспособности промпредприятий. Фото РИА Новости
Застой и падение большинства гражданских отраслей российской промышленности по принципу «эффекта домино» привели к ухудшению ситуации на смежных рынках. Новой иллюстрацией торможения экономики стал рост доли проблемных активов в портфеле лизинговых компаний. Платежеспособность бизнеса, взаимодействующего с этими компаниями, в основном снижается. Как итог, предприятия больше не могут оплачивать взятые в долгосрочную аренду оборудование, технику и транспортные средства или даже если и могут, то считают это теперь нецелесообразным.
Рынок лизинга – долгосрочной аренды техники с возможностью ее дальнейшего выкупа предприятиями – оказался одной из жертв инвестиционного кризиса гражданских отраслей российской промышленности.
Доля обесцененных активов в портфеле лизинговых компаний к началу второго полугодия этого года достигла 8,3%, тогда как по итогам 2024-го она была 5,6%. То есть всего за шесть месяцев скачок сразу в полтора раза, показало новое исследование рейтингового агентства «Эксперт РА».
Судя по выводам агентства, это стало следствием высоких процентных ставок и снижения платежеспособности лизингополучателей – предприятий, которые брали в долгосрочную аренду различное оборудование.
«Системной проблемой является отсутствие сопоставимого платежеспособного спроса, которое обусловлено сниженной инвестиционной активностью во многих профильных отраслях», – пояснил гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Спиров.
В одних случаях бизнес не может осуществлять платежи, поэтому техника у него изымается; в других случаях те предприятия, которые считают такие инвестиции больше нецелесообразными, сами возвращают оборудование. Это подтверждают и опрошенные «НГ» эксперты.
«Растет число убыточных компаний, и все больше организаций не справляются с долговой нагрузкой и, в частности, с лизинговыми платежами. Но и компании, сохраняющие финансовую устойчивость, все меньше хотят инвестировать на фоне не лучшей динамики спроса, запретительных процентных ставок, а также роста издержек, включающих увеличение налоговой нагрузки, расходов на оплату труда, тарифов», – перечислил главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
В исследовании агентства «Эксперт РА» детально описывается первый вариант развития событий – изъятие. По данным аналитиков, основная доля – почти 64% – в общем стоке изъятой техники сейчас приходится на тяжелый коммерческий транспорт: в основном это крупногабаритные грузовики и тягачи.
Значительная часть такой техники на фоне ее дефицита ранее закупалась и передавалась в лизинг по высоким или, если точнее, завышенным ценам. Причем периодическое повышение утильсбора только подогревало рост закупок клиентами.
Еще около 16% изъятий приходится на строительную технику, 11% – на легковые автомобили. Также приходилось изымать легкий коммерческий транспорт, различные виды сельхозтехники, иное оборудование.
А показательным примером второго варианта развития событий можно считать ситуацию с реализацией продукции КамАЗа, представители которого в конце июля этого года публично объявили о кризисе на рынке коммерческой техники свыше 14 т и о планах ввести сокращенную рабочую неделю для своего персонала (см. «НГ» от 10.08.25).
Представители завода объяснили это несколькими причинами. Прежде всего они сослались на «недальновидную политику» импортеров, которые, несмотря на все прогнозы по снижению рынка, ввезли в прошлом году избыточное количество иностранной техники.
В результате на складах скопилось оценочно свыше 30 тыс. импортных грузовиков, которые не смогли найти своих покупателей даже при демпинговых ценах, применяемых дилерами.
А другой значимой причиной стала денежно-кредитная политика Центробанка: она не только привела к невозможности для бизнеса приобрести новую технику с помощью финансовых инструментов в виде кредита и лизинга, но и вынудила транспортные и другие компании вернуть лизингодателям технику, взятую в прошлом году в долгосрочную аренду.
«По нашим оценкам, такой техники на складах лизинговых компаний скопилось более 10 тыс. единиц. Она продается существенно ниже рыночной стоимости, при этом является почти новой», – пояснили ранее представители КамАЗа.
Эксперты подтверждают, что ключевая ставка действительно стала одной из главных преград. «Величина ключевой ставки усложняет условия лизинговых сделок, увеличивает их стоимость. Также она влияет на инвестиционную активность компаний, снижает привлекательность многих проектов, делая их невыгодными для бизнеса», – пояснил «НГ» ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Как отметил Копейкин, судя по отраслевой статистике, в большей степени возвращаются и изымаются грузовики и легкие коммерческие автомобили. «В том числе потому, что их рынок ликвиден: эту технику легче перепродать без существенной потери стоимости. В случае другого оборудования возможность перепродажи может быть затруднена. Поэтому статистика возвратов и изъятий, вероятно, несколько искажает картину проблем в экономике в отраслевом разрезе», – уточнил эксперт. Создается впечатление, что все проблемы сконцентрированы в сфере перевозок и логистики.
Но, по данным доцента Российского экономического университета им. Плеханова Дмитрия Осянина, сейчас наблюдается возврат разнообразных видов оборудования и техники, включая не только транспорт, но и промышленное оборудование различного назначения, станочный парк и производственные линии, специализированную технику.
В российской обрабатывающей промышленности среди 24 отраслей, отслеживаемых Росстатом, продолжают расти в годовом сопоставлении уже только шесть, и то в основном это отрасли, связанные с госзаказом, а если еще точнее, то с гособоронзаказом (см. «НГ» от 28.09.25). И пока не произойдет оживления инвестиционной активности, ускорения экономического роста и роста прибылей корпоративного сектора, ситуация с лизингом будет оставаться непростой, прогнозирует Копейкин.
Это вовсе не точечная и вовсе не сугубо внутриотраслевая проблема – ее последствия могут быть масштабными. Как пояснил Баранов, возврат техники и оборудования может замедлить в целом развитие экономики, ухудшить конкурентоспособность отечественных предприятий как внутри страны, так и в мире. На практике это неосуществленная модернизация производств, неслучившееся технологическое перевооружение предприятий многих секторов экономики.
По мнению Осянина, решить проблему помогли бы такие меры, как реструктуризация лизинговых обязательств, оптимизация требований к первоначальному взносу, увеличение сроков лизинговых контрактов, расширение программ и видов господдержки.