0
8135
Газета СНГ Интернет-версия

20.04.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Финал игры. России нужно определиться в отношении Грузии

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: россия, южная осетия, леонид тибилов, референдум, грузия, конфликты, еаэс


россия, южная осетия, леонид тибилов, референдум, грузия, конфликты, еаэс Фото Reuters

Весной в отношениях между Москвой и Цхинвалом появилась новая повестка. Еще 21 марта президент Южной Осетии Леонид Тибилов в интервью изданию «Коммерсант» указал,  что «южноосетинский народ ожидает вхождения в состав России». 4 апреля глава Южной Осетии заявил о намерении провести референдум об изменении ст. 10 Конституции, которая даст президенту «право обратиться к президенту РФ с предложением создать единый союзный орган, которому мы передадим свои полномочия».  Наконец, 11 апреля президент Леонид Тибилов официально заявил, что Южная Осетия намерена провести референдум о вхождении в состав России в ближайшее время – до августа 2016 года.

Сигналы из Цхинвала вызвали негативное отношение в Тбилиси. 12 апреля министр по вопросам интеграции в европейские и евро-атлантические структуры Давид Бакрадзе заявил, что референдум о присоединении Южной Осетии к России не будет иметь юридической силы. С аналогичным заявлением выступила первый заместитель госминистра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили. Это было предсказуемо. Интереснее другое. Цихелашвили напомнила об «оккупированном статусе» Южной Осетии и его непризнании «мировым сообществом», что грузинское руководство старалось не акцентировать последние три года.

Провести такой референдум – задача осуществимая. (В худшем случае он вызовет новую волну санкций со стороны США и стран ЕС, которые Россия вполне переживет.) Проблема глубже. Референдум в Южной Осетии покончит с попытками российско-грузинского диалога, который Москва выстраивала на протяжении минувших четырех лет.

После «Пятидневной войны» 2008 года российско-грузинские отношения оставались враждебными. Попытки ОБСЕ организовать Женевские переговоры Тбилиси с непризнанными республиками оказались безрезультатными: Грузия в июне 2010 года отказалась подписать соглашения о неприменении силы в отношениях с Абхазией и Южной Осетией. Но 1 октября 2012 года на парламентских выборах в Грузии победил блок Бидзины Иванишвили, выступавший за восстановление диалога с Россией. В декабре 2012 года начал работать переговорный формат между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и спецпредставителем министра иностранных дел Зурабом Абашидзе. Его идея заключалась в построении российско-грузинского диалога, выведя за скобки проблемы статуса Абхазии и Южной Осетии.

Возобновление диалога Тбилиси и Москвы в конце 2012 года, инициированное в первую очередь грузинской стороной, было на руку и российской. После неудачных переговоров России летом того же года с Узбекистаном, Азербайджаном и Украиной о возможности их присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), начавшиеся переговоры с Грузией выглядели как внешнеполитический успех Москвы на постсоветском пространстве. По отношению к Грузии в российской элите сложились условно три партии. «Минималисты» видели в диалоге средство, позволяющее предотвратить появление в Тбилиси националистически настроенного лидера. «Центристы» видели в диалоге путь к сохранению  нейтрального статуса Грузии, отсутствию на ее территории военной инфраструктуры НАТО. «Максималисты» видели будущее Грузии в ее развороте к России и (как знать?) постепенной экономической интеграции в ЕАЭС.

В Грузии также возобладала стратегическая линия на прагматичный диалог с Россией. Главной причиной поворота Тбилиси оставались экономические интересы. Хотя Грузия и подписала Договор об ассоциации с ЕС, в полной мере он вряд ли заработает из-за географической отдаленности сторон друг от друга, включая отсутствие общей границы. Российский рынок и российский транзит остаются приоритетом для Грузии. И здесь возобновление диалога с Россией принесло грузинской стороне ощутимые результаты. В июне 2013 года грузинское вино вернулось на российский рынок; в декабре 2015 года Россия смягчила действующий с 2000 года визовый режим для Грузии. Еще раньше было восстановлено прямое авиасообщение между странами. (Хотя дипломатические отношения между Россией и Грузией так и не были восстановлены.)

Однако Грузия негативно отреагировала на заключение Россией союзных договоров с Абхазией (2014) и Южной Осетией (2015). Эта тема с остро негативными оценками звучала в ходе визита генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Тбилиси 26 августа 2015 года. Тогда же был открыт новый учебный центр альянса в пригороде Тбилиси Крцаниси, а глава НАТО заявил о возможности развития военного партнерства с Грузией. В ответ Москва временно приостановила работу переговорного формата «Карасин–Абашидзе». И хотя к концу года переговоры возобновились, диалог между сторонами пошел труднее.

Присоединение Южной Осетии полностью ликвидирует российско-грузинский диалог. Отношения Москвы и Тбилиси будут отброшены к состоянию вражды по образцу конца 2008 года. Считаем ли мы эту цену приемлемой – вопрос открытый. Но к определенным потерям России подготовиться придется.

Во-первых, Грузия вряд ли будет сохранять демилитаризованный статус. В НАТО Грузию не примут из-за спора вокруг статуса Абхазии и Южной Осетии. Но США  могут предоставить Грузии статус «ключевого союзника вне НАТО» (major non-NATO ally). На грузинской территории, видимо, появится инфраструктура для размещения в будущем военных контингентов НАТО.

Во-вторых, Грузии по силам создать трудности для сообщения между Россией и Арменией. В настоящее время грузинский маршрут – единственный для наземного сообщения между двумя странами.

В-третьих, Грузия с февраля ведет консультации о взаимодействии с Турцией. Пока Тбилиси вел себя осторожно. Но при резком обострении отношений Грузия может присоединиться к складывающемуся альянсу Турции и Украины. Возрождение блока ГУАМ  в этом случае может стать реальной перспективой.

В-четвертых, для России будет неприятна имиджевая потеря. Действующий ЕАЭС – это пока обновленный ЕврАзЭс образца 2002 года. Между тем еще осенью 2011 года Путин поставил своей задачей создание более широкого объединения, чем ЕврАзЭс. На сегодняшний день российско-грузинский экономический диалог выглядел наиболее успешным проектом за пределами традиционной сферы «Евразийского сообщества». Финал игры с Грузией будет означать, что Москва пока не видит перспективы расширить экономическое присутствие за пределами интеграционного ядра «старого ЕврАзЭс».

Сказанное не означает, что референдум о присоединении Южной Осетии к России не нужен. Есть другая, более глубокая проблема: считаем ли мы Грузию окончательно потерянной для России и русского мира? Если да, то верная стратегия – это провести референдум  о присоединении к России Южной Осетии и отделиться хорошо вооруженной границей от враждебной страны. Если нет – то следует подумать о стратегии расширения диалога с Грузией, сохранив при этом союз с Абхазией и Южной Осетией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
711
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
936
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
767
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
625

Другие новости