0
8863
Газета Печатная версия

12.02.2014 00:01:05

И покинет отчий дом мученик науки

Как сделать экспорт российских образовательных услуг значимым фактором развития экономики

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, вуз, наука


образование, вуз, наука Есть предпосылки к тому, что потоки иностранных студентов из России будут переориентированы на Украину, Беларусь, Казахстан. Фото предоставлено пресс-службой российского Университета дружбы народов

Министерство образования и науки РФ объявило о начале приема иностранных граждан в российские вузы в 2014 году. Если в известной песне Давида Тухманова студент едет (уехал) учиться в Европу, во Францию, то кто же едет (ехал) учиться к нам, в Россию?

Квоты, которые мы выбираем

Статистика последних лет неутешительна: учиться в Россию едет мало иностранцев и все больше из бывших советских республик. Обратимся к цифрам.

Советский Союз занимал третье место в мире по количеству иностранных студентов, что составляло примерно 10% от всех иностранных студентов, обучающихся за рубежом, и в количественном отношении равнялось 126,5 тыс. человек.

Для сравнения, в России в 2011–2012 годах обучалось по очной форме около 125 тыс. иностранных студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Из них, из стран дальнего зарубежья, то есть «настоящих» иностранцев, оказывается чуть больше половины – 51%, а из стран СНГ – 47,3%; страны Балтии добавляют еще 1,2%. Таким образом, по количеству иностранных студентов Россия почти достигла показателей 1990–1992 годов, но не по качественному составу иностранцев.

В связи с увеличением в октябре 2013 года количества бюджетных мест для иностранных граждан для обучения в российских вузах до 15 тыс. ежегодно, в соответствии с Постановлением правительства № 891 от 8 октября 2013 года «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», очевидно, что число иностранных студентов будет расти.

С одной стороны, это увеличение квоты на «иностранцев» – благо для вузов, которым необходимо для прохождения ежегодного мониторинга иметь не менее 0,7% (для региональных) и 3% (для вузов Москвы и Санкт-Петербурга) иностранных студентов. Но порядок выделения бюджетных мест и механизм реализации постановления правительства будут только обкатываться в пилотном режиме в рамках приемной кампании 2014 года. Это оставляет опасность неэффективного распределения и выделения квот. Для сравнения, сроки подачи документов для иностранных абитуриентов в зарубежные вузы ограничиваются январем-февралем. В российские же вузы в соответствии с правилами приема в 2014 году – 15 апреля. Это означает, что самые талантливые и способные потенциальные студенты по всему миру уже свой выбор сделают гораздо раньше, и не в пользу обучения в России.

С другой стороны, в обществе растет недовольство в связи с сокращением числа бюджетных мест для российских граждан ежегодно и таким резким увеличением бюджетных мест для иностранцев. Нарушения миграционного законодательства иностранными студентами, преступность в студенческой среде и нелегальная работа прибавляют раздражения. 

Конечно, надо объяснять населению, что иностранные студенты создают рабочие места в экономике региона и города, они ввозят валюту и тратят ее на свои нужды, поддерживая сферу быта и развлечений и др. Кроме того, большая их часть останется друзьями России, кто-то будет развивать бизнес и двухсторонние экономические отношения между странами, кто-то – внешнеполитические. Правда, это будет не скоро. Хотя сейчас обучение и называют образовательной услугой, результат услуги получает потребитель и общество (работодатель) через десятки лет.

Основная идея в том, что квоты, кроме всего прочего, должны формировать «мягкую силу» и способствовать экспорту образовательных услуг. К примеру, США ежегодно выделяет 6 млрд долл. (субсидии, гранты, стипендии) для обучения иностранных граждан в своих колледжах и университетах (этой помощью пользуется более четверти учащихся). При этом американская экономика получает в качестве совокупной прибыли, включая расходы иностранных студентов на проживание в США, сумму в 2,5–3 раза больше затраченной, около 22,1 млрд долл. Не случайно в США экспорт высшего образования по программам третичного уровня считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, а в Австралии и вовсе четвертой экспортной отраслью.

Мечта о десяти процентах

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р, для выполнения целевых ориентиров развития системы образования доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен быть не менее 10% объема финансирования системы образования.

Как на сегодняшний день обстоит ситуация с экспортом российских образовательных услуг (доходами от обучения) и насколько реально получение этих 10% дохода? Какова эта сумма в денежном выражении сейчас и какой должна быть к 2020 году? Как платные образовательные услуги от обучения иностранных студентов должны отслеживаться и соотноситься с общим бюджетом, выделяемым на образование государством? Как дела с экспортом обстоят у конкурентов в дальнем и ближнем зарубежье? Все эти и другие вопросы требуют пристального внимания.

Статистика показывает, что доля иностранных граждан, обучающихся в российских вузах по очной форме на компенсационной основе, в последние годы неуклонно сокращается. 

Так, иностранных граждан, обучающихся на контрактной и бюджетной основе в российских вузах по очной форме в 2003/04 учебном году было 67 784, из них на контрактной основе – 52 297 человек (77,2%). В 2004/05 учебном году всего обучалось 82 251 иностранный гражданин, и из них 75,9% по контракту. В 2010/11 учебном году при увеличении в целом числа иностранных студентов до 118 730 человек только 68,9% из них (81 771 человек) обучались с полным возмещением затрат.

Таким образом, никаких предпосылок для достижения показателя в 10% доходности от обучения иностранных студентов сейчас нет. Доходы Российской Федерации от всех форм и программ обучения иностранных граждан в 2010/11 академическом году оценочно равнялись около 30 млрд руб. Почти миллиарду долларов США! Это составляет, однако, менее 1% от финансовых показателей мирового рынка образования.

Есть совершенно определенные предпосылки к тому, что потоки иностранных студентов из России будут переориентированы на Украину, Беларусь, Казахстан. Вузы этих стран показывают хорошие результаты в мировых и региональных рейтингах, сравнимые с российскими, а стоимость образования и жизни в этих странах значительно ниже. Безопасность проживания и толерантность общества по отношению к иностранцам – на более высоком уровне.

Борьба за качество пошла

Представляется, что целый ряд простых и эффективных мер могли бы изменить положение, сделали бы комфортными условия для работы международных служб университетов и привлекли бы иностранных студентов в российские вузы.

1. Принятие стратегии экспорта российских образовательных услуг на национальном уровне с определением целей, средств и ресурсов. 

2. Информационная поддержка экспорта российских образовательных услуг в англоязычном пространстве Интернета, известных сетевых масс-медиа – Facebook, Twitter, G+, Youtube.

3. Изменение принципа распределения квот для иностранных граждан для обучения в российских вузах. Квоты должны выделяться для обучения в основном в магистратуре и аспирантуре, а также для краткосрочных стажировок (до года). Таким образом, в Россию приедут уже достаточно взрослые молодые люди, мотивированные и уже образованные. В большинстве ведущих университетов мира соотношение между количеством обучающихся в бакалавриате и на послевузовских программах всегда в пользу последних. В целом ряде европейских стран эта тенденция также четко прослеживается. Так, в Германии 61,3% от общего количества студентов очной формы составляют обучающиеся на послевузовских формах обучения; во Франции – 56,8%. Для сравнения: в России в настоящее время доля иностранцев, обучающихся по очной форме, составляют в магистратуре – 5,9%, в аспирантуре – 3,4%, в докторантуре – 0,1%.

4. Распределение квот по странам должно быть обосновано маркетинговыми исследованиями, исследованиями уровня жизни, конкурентоспособности национальной системы образования и др. Бесспорно, привлекательными специальностями для обучения в России продолжают оставаться математика, физика, химия. Но в какой стране уровень школьной математики будет достаточным, чтобы обучаться у нас на физмате? На этот вопрос должны ответить маркетинговые исследования образовательных рынков, результаты которых должны доводиться до российских вузов.

5. Найти работу иностранным студентам, даже с учетом послабления миграционного законодательства в 2013 году, все равно сложно. Так, до сих пор не решен вопрос с возможностью преподавательской работы для иностранных аспирантов. Вести семинары в качестве выполнения учебного плана в аспирантуре они могут, а работать на неполную ставку, в отличие от российских аспирантов, почему-то не имеют права. Проработка законодательства, хотя бы для этой категории уже практически квалифицированных специалистов, могла бы увеличить число иностранных преподавателей в крупных вузах, помочь иностранным аспирантам содержать себя в период обучения.

6. По экспертным оценкам, если российские вузы к 2020 году не будут иметь добротных образовательных программ на английском языке, то мы потеряем и без того куцый, но все еще наш 1% мирового рынка образовательных услуг. И это реальный прогноз. Сегодняшние международные студенты не хотят тратить целый год на изучение иностранного языка. Они, равно как и их родители, хорошо считают деньги и понимают, что каждый лишний год за студенческой скамьей отодвигает их выход на рынок труда, где деньги как раз и зарабатывают.

Наши сроки обучения в магистратуре – два года плюс год языковой подготовки вместо, скажем, года в магистратуре английского университета – явно сказываются не в пользу выбора российского вуза. Также не в нашу пользу работают и так называемые международные стандарты – во всех сферах профессиональной деятельности, они ведь тоже «говорят» по-английски.

7. На уровне вузов для привлечения иностранных студентов необходимо принять стандарты качества предоставляемых услуг и стандарты социально-бытовых услуг. Это позволит в значительной степени улучшить качество образовательных услуг для иностранных студентов, в том числе обеспечить простой доступ к библиотечным фондам и современным информационным ресурсам; дать возможность бесплатно пользоваться Интернетом на территории образовательных учреждений; регулярно обновлять программы обучения и учебно-методического оснащения в вариативной части учебного плана с учетом интересов иностранных студентов; расширять спектр дисциплин, преподаваемых на иностранных языках и т.д.

Стандарты качества социально-бытовых услуг, предоставляемых иностранным студентам, помогут обеспечить безопасность на территории студенческих городков и в общежитиях, улучшить условия проживания, качество питания и бытовых услуг, снизить плату за общежитие для иностранных студентов. Необходимо повысить эффективность взаимодействия с иностранными студентами вспомогательных структур образовательных учреждений (международных отделов, отделов аспирантуры, жилищно-коммунального сектора, отдела регистрации и пр.).

* * *

Обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Образовательные учреждения во всем мире все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Экспорт образовательных услуг и реализация международных образовательных проектов неразрывно связаны и фактически определяются государственными геоэкономическими и геополитическими интересами.

Для российских вузов расширение экспорта образовательных услуг и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах деятельности определяются не только и не столько необходимостью следовать по пути интеграции российской системы высшего образования в европейскую и мировую образовательные системы. Это – обязательные условия развития в постоянно активизирующейся конкурентной среде.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кадровая кузница Офицерского корпуса отметила 75-летие

Кадровая кузница Офицерского корпуса отметила 75-летие

Анатолий Жильцов

0
1092
У нас

У нас

0
202
Литературная жизнь

Литературная жизнь

0
147
Етитская сила

Етитская сила

Владимир Гуга

Рассказ о роли женской красоты в мировом геополитическом противостоянии

0
198

Другие новости

Загрузка...
24smi.org