0
2575
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.06.2013 00:01:00

Музей для фортепиано с гитарой

Юрий Соломонов

Об авторе: Юрий Борисович Соломонов – ответственный редактор приложения «НГ-сценарии».

Тэги: музей, лидия кириллова


музей, лидия кириллова Лидия Васильевна с приветствием Юлию Киму.

У Лидии Васильевны Кирилловой есть мечта, которая выглядит красиво, компактно и очень хорошо звучит. Она называет мечту электрической доской. Если говорить точно, то Лидия Васильевна мечтает о клавишном синтезаторе.
Мечтательнице сейчас 90 лет.
Пока в музее Булата Окуджавы, где она работает, стоит старое пианино. Оно появилось здесь благодаря смекалке Лидии Васильевны. Когда ее дочь и внук переезжали на новую квартиру, она не заметила их радости по поводу перевоза недвижимости, вызывающей в памяти суровое музыкальное детство.
Лидия Васильевна тут же решила отдать пианино в музей. Тем более что сын Булата Шалвовича, Антон, профессиональный музыкант и композитор, нашел инструмент вполне рабочим.
Но сегодня Лидия Васильевна уже убедилась, когда в музее под открытым небом поют Кобзон или Гвердцители, «электрическая доска» им здорово помогает.
Училась она в Московском полиграфическом институте на редакционно-издательском факультете. Поступила туда в 1943 году, сразу же, как вернулась из эвакуации, где работала на военном заводе. Институт был знаменит своими выпускниками, многие из которых стали известными людьми.
Ее же после института направили в издательство «Советская энциклопедия». Там-то она и проработала без перерыва 40 лет. Начинала литературным редактором, потом стала научным. И так дослужилась до ученого секретаря научно-редакционного совета. А этот орган представлял собой, как она выразилась, «иконостас», в него входили известные советские академики, ведущие деятели науки, культуры, образования.
Само название издательства предполагало не только образованность, но и строгую профессиональную ответственность.
Я, вспомнив героиню фильма Тарковского «Зеркало», спросил, как было с идеологическим контролем. Лидия Васильевна сказала, что контроль конечно, был, но тут же стала вспоминать о том, что чаще всего научно-редакционный совет всячески защищал тех, кто попадал под убийственные окрики надзирателей свыше.
– У нас работали люди и сложной военной судьбы. Помню, пришел парень, которого ранили на фронте, он попал в плен, откуда бежал. И это уже было серьезное «пятно в биографии». Но, на счастье, у нас работал, как он сам себя называл, «самый старый большевик планеты» – Федор Николаевич Петров. У этого человека революционный стаж с учетом подпольной работы превышал возраст самой большевистской власти. Так вот он сумел поставить на место ревнителей «чистых анкет».
Конечно, в разное время у них были выдающиеся защитники вроде академиков Бориса Введенского или Александра Прохорова, профессионализм и авторитет которых просто сметал мастеров идеологических экзаменов или искателей в редакции носителей «неправильных» фамилий. И когда проверяющие пытались выжить кого-то хотя бы по причине почтенного возраста, то замдиректора, который был, может, не столь влиятельной фигурой, на эти поползновения отвечал: «А у меня здесь не футбольная команда».
Лидия Васильевна считает, что ее характер, мировоззрение, пристрастия сформировали именно те 40 лет, что она проработала в «Энциклопедии», интеллектуальный и человеческий капитал которой был так значителен, что жить в той атмосфере было интересно и даже радостно.
Помимо работы она участвовала в подготовке сатирических капустников, которыми группа энтузиастов развлекала коллектив своей серьезной редакции. Они дошутились до того, что «к 60-летию советской власти» попали в финал всесоюзного конкурса, где победили юмористов той самой, единственной тогда либеральной «Литературной газеты».
126-16-3.jpg
В этом доме и «Пушкин» не канонический.
    Фото автора
Теперь представим себе, что эта женщина после такой насыщенной жизни уходит на пенсию.
Но случилось нечто такое, что было похоже на революционную работу большевика-подпольщика Федора Петрова. В Переделкине произошло несанкционированное открытие музея Булата Окуджавы. На этой церемонии Лидия Васильевна была, и идея такого, совершенно нового типа музея, о которой говорила вдова поэта Ольга Владимировна, ее глубоко тронула. Она вспомнила, как еще в Полиграфическом организовывались вечера, куда приглашались модные поэты, некоторых из них позже назовут «шестидесятниками». Приходили к ним тогда Коржавин, Винокуров, Ахмадулина, Евтушенко…
Тогда-то она и увидела этого «худенького с гитарой на веревочке», который просто околдовал аудиторию. Потому что он просто, тихо и пронзительно выпевал то невысказанное, что сидело в замороженных душах многих людей. И это было не диссидентство, не песенки на злобу дня, а что-то совершенно иное, интимное и потому так волнующее многих.
Поэтому, когда после официального открытия музея ее порекомендовали в нем поработать, она, не думая, согласилась. А работа состояла в том, чтобы разобрать пять мешков газетных вырезок, записей, писем. Все это были документированные мысли и чувства, которые вызывал Булат Окуджава. В мешках было все – признание и восхищение, критика и непонимание, исповеди и проповеди. Отдельного мешка заслужили стихи и ноты подражателей Булата Шалвовича…
Тут-то и пригодился ей 40-летний опыт энциклопедиста. Она до сих пор занимается этими архивами. Но главное дело, конечно, сам музей. Легализованный в 1999 году, он пережил немало событий, трудностей, бюрократических атак. И до сих пор, несмотря теперь уже на свой государственный статус, идея ввести это удивительное, обжитое людьми культурное пространство в очередную форму, норму, программу не покидает многие задумчивые головы чиновников от культуры или литературы.
– Однажды дамы приходили, – говорит Лидия Васильевна,– то ли проверять, то ли опыт перенимать. Одна из них спросила: «Вот вы экскурсии проводите. А у вас есть канонические тексты?» Я сказала, что применительно к такому музею нет смысла в канонических текстах. Потому что заполнить такую форму очень легко. Написать, вывесить у входа, и пожалуйста – читайте, есть вопросы – спрашивайте. Но у нас, как вам ни странно, стилистику задал сам Булат Шалвович – всем своим отношением к людям, жизни, стране, к писательскому делу, наконец. Он бы очень удивился некоторым нынешним административным идеям. Одна из них, например, создать в Переделкине некий единый музей всех живших здесь писателей. Говорят, кто-то даже предложил присвоить такому мемориалу имя Шолохова. Понятно, кому-то хочется также канонически разместить всех писателей по ранжиру – с учетом премий, наград, общественных деяний, лояльности к власти… А здесь у нас все иное. Здесь люди поют,читают, вспоминают Булата. Известные в стране авторы и исполнители приезжают сюда не из-за гонораров. Это скорее всего такое притяжение места, где и во времена Булата Шалвовича жизнь была иной. Камерной, что ли.
И это все благодаря тому, что Ольга Владимировна, вдова поэта, хранит ту атмосферу, в которой жил Булат. Поэтому на этой территории есть все: тепло дома и радость встреч, печаль и юмор, музыка и слова. А нет пустого пафоса, казенной сакрализации – всего того, что хозяину было невыносимо.
Когда он умер и на палисаднике был вывешен траурный портрет, приходили некоторые жители поселка Мичуринец и говорили – а мы и не знали, что рядом с нами жил Окуджава. «Помню мужчину в телогрейке, который то листья, то снег сгребал. Никогда бы не подумал…»
Во время экскурсий, как рассказывала Лидия Васильева, люди старшего возраста часто обнаруживают в комнатушках Булата вещи, предметы, символы их собственной тогдашней небогатой жизни. А люди молодые просто изумляются – при такой-то славе и никакой виллы.
Поговорили мы с Лидией Васильевной и о Евгении Евтушенко, который всякий раз, приезжая на родину, обязательно появляется в музее. Перед прошлым выступлением поэта Лидия Васильевна и Ольга Владимировна увидели на рынке удивительной раскраски рубаху и сразу поняли – вот он, гонорар для поэта. Мастерица капустников Кириллова вручала подарок со словами: «Такой рубашки нет у вас в наличности. Мы дарим вам ее как яркой личности».
А недавно, на традиционных для каждого лета «Булатовых субботах», выступал другой почетный гость. Это о нем Булат написал: «Вот приходит Юлик Ким и смешное напевает…»
Лидия Васильевна решила продолжить по-своему: «И талантищем своим всех он нас ошеломляет». А дальше была ода Московскому педагогическому институту: «Пед» – рассадник всех талантов – режиссеров, музыкантов: Визборов, Фоменок, Кимов – всеми горячо любимых».
Теперь я думаю, что и ее Полиграфический – тоже не хухры-мухры. Как и издательство «Советская энциклопедия». Они выработали в героине такой приоритет, как свобода. И такую ценность, как жизнь не ради бытового счастья.
– Сейчас снимаю комнату неподалеку от музея. С отдельным входом. Чтобы в Москву реже мотаться. Правда, зимой холодновато, где-то стенка промерзает, – говорит Лидия Васильевна, перебирая свой архив с пародиями и посвящениями. Я понимаю, что разговор о бытовых трудностях она закончила.
До тех пор, пока ее согревает мечта о клавишном синтезаторе.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
876
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1179
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
921
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
756

Другие новости