М.Г.Скорнякова. Эдуардо де Филиппо и неаполитанский театр. – М.: Издательство «ГИТИС», 2006, 308 с.
«Театр Эдуардо» – один из последних островков неаполитанского диалектального (от слова «диалект») театра, прямого наследника комедии del arte. Вобрав в себя традиции итальянского театрального юга, театр Эдуардо и драматург Эдуардо де Филиппо значительно переросли рамки локального явления, повлияв не только на итальянскую, но и на мировую культуру. Без Эдуардо де Филиппо современный итальянский театр был бы совсем другим, не случайно Феллини в свое время признавался, что Эдуардо стал для него «откровением, которое перевернуло все представления об окружающем мире».
Несмотря на научный тон и цели монографии, «Эдуардо де Филиппо и неаполитанский театр» читается как роман. Метаморфозы творчества Эдуардо показаны в контексте его биографии. Театр в Неаполе начала XX века был семейным делом, к которому детей независимо от их желания готовили с рождения. Ремесло в театре традиционно передавалось от отца к сыну, от актера к актеру непосредственно во время репетиций. Эдуардо – один из внебрачных детей короля комиков Неаполя Скарпетты. Таких в Италии обычно называли figli d’arte (дети искусства). Эдуардо начал карьеру актера в театре отца в комедии «Беднота и знать», в которой Скарпетта специально для дебюта своих многочисленных как законных, так и незаконных детей написал роль мальчика. Эдуардо очень быстро получил признание как актер, обладавший огромным комическим потенциалом. Однако он шагнул дальше, позволив своим героям быть не только нелепыми и смешными, но и сделав их философами.
К профессии драматурга Эдуардо также приобщился рано: совмещать роли актера и сочинителя – обычное дело для актера диалектального театра. Сначала это были маленькие пьесы для аванспектаклей перед фильмами. Затем – пьесы для «Юмористического театра», который Эдуардо создал вместе с сестрой Титиной и братом Пиппино. И потом – пьесы для собственного театра Эдуардо. В драматургии де Филиппо быстро перешел от скетчей (маленьких пьес, похожих на анекдот, так хорошо принимаемых в Неаполе) к пьесам, имеющим универсальную ценность, которые критики сравнивали по масштабу с чеховскими.
Пьесы Эдуардо сложно идентифицировать по жанру – они эклектичны: мелодрама и фарс, драма и комедия естественно уживаются в одном произведении. В пьесах часто встречаются традиционные темы и интермедии, отшлифованные многими поколениями бродячих актеров, обнаруживающие происхождение де Филиппо как автора. Герои пьес де Филиппо – маленький человек и его семья. Они часто пребывают в нужде, но, несмотря на горести, почти всегда веселы. Драматург поэтизирует занятия и быт своих героев, наделяет их сложнейшими движениями души и тем самым делает их величественными, почти патетическими.
Все 84 года жизни Эдуардо де Филиппо провел в театре – каждый день он приходил в театр первым и уходил последним. «День отдыха – это смерть театра, – уверял он. – Актер должен играть одиннадцать раз в неделю – не меньше». И, пожалуй, наиболее парадоксальное впечатление производит горечь, с которой Эдуардо де Филиппо подводил итоги своей театральной карьеры: «У меня росли дети, а я этого не замечал. Я был жесток. Я был жесток и с моим сыном┘ Ведь в театре┘ приходится быть жестоким».