0
977
Газета СНГ Интернет-версия

12.09.2001 00:00:00

"Противовоздушное" отрезвление

Тэги: азербайджан, пво


азербайджан, пво

В КОНЦЕ 80-х гг. на территории Азербайджана функционировала достаточно сильная группировка Войск противовоздушной обороны ВС СССР, способная пресечь возможные нарушения государственной границы в воздушном пространстве и прикрыть в случае военного конфликта основные административно-политические, военные и экономические центры Закавказья. В нее входили несколько зенитных ракетных, авиационных и радиотехнических соединений и частей. Созданное радиолокационное поле позволяло контролировать воздушное пространство региона, в том числе и на малых высотах, что, кстати говоря, было особенно трудно сделать в условиях горного рельефа. Правда, процент перспективной техники в войсках к тому времени был уже невелик, однако вооружение и военная техника по своим тактико-техническим характеристикам вполне соответствовали средствам воздушного нападения всех возможных противников в регионе.

Начавшийся период потрясений, связанный с распадом Советского Союза, не оставил даже и бледной тени от вполне боеспособной системы ПВО на территории нового независимого государства. Подчеркнем, что расставание с Советской Армией в Азербайджане происходило в наиболее отвратительной форме из всех возможных. Если, скажем, в прибалтийских республиках части и соединения Советской Армии находились в атмосфере холодного, но корректного, фактически никогда не переходящего правовые границы недоброжелательства, то совершенно иная обстановка сложилась на рубеже 80-90-х гг. в Азербайджане.

В тот период нападения на воинские части, грабежи складов и личного имущества, убийства и изнасилования военнослужащих и членов их семей приобрели в республике характер эпидемии. Воинские гарнизоны Советской Армии превратились в осажденные крепости среди бушующего моря пробуждающегося "национального самосознания". Ненависть к бывшей "метрополии", казавшейся в тот период в азербайджанском обществе средоточием зла и пороков, не знала никаких пределов. Все другие страны каспийского региона казались азербайджанскому обществу если не союзниками, то вполне дружественно настроенными державами.

В частности, на ирано-азербайджанской границе началось "братание" с населением северной части этого государства. Под горячую руку были уничтожены и сожжены практически все инженерно-технические сооружения государственной границы, разграблены заставы, с унижениями и улюлюканьем изгнаны пограничники.

Бесконечные разбои в отношении частей и соединений "имперских вооруженных сил" в тот момент времени фактически были санкционированы официальным руководством республики. Обстановка в Азербайджане становилась абсолютно нетерпимой и невозможной для дальнейшего пребывания контингентов Советской Армии, укомплектованными тогда выходцами из российских регионов, ибо все жители закавказских республик дезертировали из вооруженных сил "метрополии" значительно раньше. Надо было на что-то решаться. И начался "исход", который еще ждет своих летописцев. Вооружение, военная техника, материальные средства и другое движимое и недвижимое имущество передавались тогда азербайджанской стороне "по фактическому наличию" (была тогда такая формула, означавшая - "забирайте все оставшееся, что не успели еще разграбить"). Даже имеющиеся договоренности с азербайджанским руководством на вывод части ВВТ на территорию России были практически сорваны. Колонны техники на маршрутах выдвижения подвергались нападениям местных вооруженных формирований и, как правило, или уничтожались, или приводились в негодное состояние, или грабились подчистую.

Наиболее печальная участь постигла в тот момент материальную часть Войск противовоздушной обороны, которая казалась тогдашнему руководству республики наиболее ненужной для нового независимого государства и в определенной части олицетворявшей "империю". Выходцев из Азербайджана и в благополучные советские времена среди ракетчиков, летчиков и локаторщиков Войск ПВО можно было пересчитать по пальцам. Именно автоматизированные системы управления, зенитные ракетные системы и радиолокационные комплексы в этой вакханалии подверглись наиболее сильному разграблению и разборке на цветные металлы. Фактически региональная система ПВО Азербайджана в начале 90-х гг. перестала существовать.

Видимо, определенной части руководства молодого государства тогда представлялось, что с момента обретения суверенитета ход колеса истории пойдет в совершенно ином направлении, а геополитические и геостратегические реалии приобретут совершенно новое звучание. Солнце для Азербайджана, считали многие, уже не будет всходить, как в советские времена, с Севера. Однако ныне даже ближайшее будущее выглядит далеко не в таких радужных красках, как рисовалось в начале 90-х гг. И те зарубежные "братья", ради которых была уничтожена в свое время первоклассно оборудованная и укрепленная советская граница, смотрятся далеко не такими близкими родственниками, как совсем недавно. Наоборот, "имперцы", за счет притока средств с территории которых по-прежнему формируется чуть не половина бюджета республики, уже не кажутся таким ненавистным врагом, как это было в конце 80-х гг.

И противовоздушную оборону государства как категорию, оказывается, никто не отменял. Более того, защита государственной границы республики в воздушном пространстве становится с каждым днем велением времени. Однако воссоздать с нуля разрушенную до основания систему ПВО более чем проблематично. На этом пути для Азербайджана видятся три основные и весьма труднопреодолимые преграды.

Во-первых, для организации хотя бы контроля воздушного пространства республики и боевого дежурства по противовоздушной обороне требуется минимально необходимый набор вооружения и военной техники. По всей видимости, не приходится рассчитывать, что даже такой набор будет поставлен каким-либо государством - производителем вооружений для войск ПВО на безвозмездной основе. Турция, имеющая с Азербайджаном более чем дружественные отношения, не является мировым поставщиком современных АСУ, ЗРК и РЛС. Если же вести речь о создании крайне необходимой для Азербайджана системы зенитного ракетного и истребительного прикрытия в условиях обострения военно-политической обстановки в Каспийском регионе, то стоимость потребного вооружения возрастает на несколько порядков. В этой связи вполне реалистичным и коммерчески привлекательным выглядит военно-техническое сотрудничество с Россией. Российская зенитная ракетная, радиолокационная и авиационная техника даже старого парка (прошедшая ремонт и модернизацию) еще длительное время может решать все возникающие задачи по ПВО и выглядеть конкурентоспособной в сравнении с аналогичными вооружениями государств Каспийского региона.

Во-вторых, не менее острой проблемой для Азербайджана является комплектование будущих войск ПВО республики национальными кадрами. Заметим, в советское время офицерами-ракетчиками азербайджанской национальности нельзя было до установленной численности укомплектовать даже один зенитный ракетный дивизион. Тем более такие специалисты отсутствуют в настоящее время. Более того, инженерно-технический состав зенитных ракетных и радиотехнических войск, летный и технический состав авиации ПВО в необходимом количестве и качестве подготовлен в короткое время быть решительно не может. Без помощи извне тут также обойтись невозможно. Наконец, служба в войсках ПВО представляет собой в какой-то степени "состояние души", поскольку требует определенного самоотречения и любви к "железу". Это, надо прямо сказать, диаметрально расходится с местным менталитетом. Единственная война современности, в которой участвовали вооруженные силы независимого Азербайджана, проиграна ими от "а" до "я".

В-третьих, боевые расчеты зенитных ракетных, радиотехнических войск и экипажи самолетов-перехватчиков не могут считаться окончательно готовыми к применению по предназначению без проведения тактических учений с боевыми стрельбами, являющимися, как известно, венцом боевой подготовки в мирное время. Для этого требуются соответствующие учебные центры боевого применения родов войск ПВО, в просторечии именуемые полигонами. Даже в Советском Союзе таких центров было всего несколько. А учения с боевой стрельбой корпусов и дивизий ПВО можно было проводить только в Сарышагане (по большей части также разграбленном в настоящее время кочевниками). Подчеркнем, что полигоном Ашулук до недавнего времени пользовались все государства - участники Организации Варшавского договора, Югославия, Куба и некоторые страны Арабского Востока.

Создать свой центр боевого применения зенитных ракетных войск и авиации ПВО Азербайджан не сможет ни при каких обстоятельствах, причем в исторически обозримый срок. Для этого нет многих тысяч гектаров свободной земли, необходимой техники и вооружения, измерительных комплексов, инженерно-технического состава, постоянно возобновляемого запаса ракет-мишеней (кстати, не менее сложного вооружения, чем боевые ракеты). В этой обстановке руководство Азербайджана заявило о готовности своих расчетов принять участие в боевых стрельбах "Боевое содружество" в Ашулуке (разумеется, при этом не вступая в объединенную систему ПВО).

В ходе рабочего визита министра обороны Азербайджана 6-8 сентября с.г. в беседе с главой военного ведомства России вновь ставился и вопрос о возможном усилении противовоздушной обороны республики. К слову говоря, азербайджанская сторона проявляет активность по всем направлениям, в том числе и в Штабе по координации военного сотрудничества. В прошедшем месяце Минобороны Азербайджана погасило все имеющиеся финансовые задолженности перед ШКВС.

Как будут развиваться дальнейшие события? Пока однозначного ответа с российской стороны на предложения Азербайджана не последовало. Предоставление полигона Ашулук для проведения боевых стрельб расчетами ПВО этой закавказской республики потребует заключения межправительственного соглашения, которое в самом лучшем случае будет готово к подписанию не ранее чем через полгода. Вполне возможно, что бывшие "имперцы" (во всяком случае, руководство страны и ВС РФ) скорее всего не "попомнят зла" и любезно предложат зенитным ракетным войскам молодого государства (на коммерческой основе, разумеется) воспользоваться имеющейся в его распоряжении учебной базой. Однако ясного ответа, кто будет обучаться ратной науке на российских полигонах - потенциальный союзник или недоброжелатель, пожалуй, на сегодняшний день пока нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
657
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
1121
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
928
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
947

Другие новости