0
2113
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.09.2005 00:00:00

Владимир Чижов: «Мы не претендуем на монополию в СНГ»

Тэги: чижов, ес, саммит, сотрудничество, визы, калининград


чижов, ес, саммит, сотрудничество, визы, калининград Постпред РФ при ЕС: 'Давать наши оценки «цветных революций» мы можем и в рамках диалога РФ–ЕС, и на других международных площадках'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о задачах, которые стоят перед вами в Брюсселе.

– Постпредство в Брюсселе – одно из крупнейших российских загранучреждений. Учитывая разносторонний характер отношений с Европейским союзом, в постпредстве будут работать эксперты из большинства российских министерств и ведомств. Президент и премьер-министр, который по счастливому стечению обстоятельств является моим предшественником в Брюсселе, поставили задачу превращения этого представительства в координирующий центр на всем пространстве Европейского союза, и эта задача будет выполнена на соответствующем уровне.

– Как идет подготовка к очередному саммиту РФ–ЕС в условиях кризиса, вызванного провалом Европейской Конституции?

– Я занимаюсь отношениями с ЕС с 1999 года, участвовал в подготовке 13 саммитов РФ–ЕС из 15. Шестнадцатый саммит пройдет 4 октября в Лондоне. На сентябрь назначена целая серия контактов на разных уровнях и наше представительство в Брюсселе будет осуществлять соответствующую координацию.

Сегодня в Евросоюзе все далеко не просто, в том числе в связи с результатами референдумов по Европейской Конституции во Франции и Нидерландах, а также итогами июньского саммита, проходившего в драматической обстановке. Эффект этих событий неоднозначен для России. С одной стороны, чем больше было бы ясности в том, как устроен ЕС, тем проще нам было бы организовать свою работу. Например, в существующем проекте Конституции предусмотрено создание поста председателя – главы Евросоюза, который был бы нашим партнером на саммитах. Иными словами, мы всякий раз видели бы на другом конце стола одно лицо, а не разные лица, как сейчас, когда председатель меняется каждые полгода. Что касается внешнеполитической сферы, то Хавьер Солана, который является Высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, должен был бы стать, согласно проекту Конституции, министром иностранных дел ЕС и одновременно заместителем председателя Европейской Комиссии (исполнительный орган ЕС. – «НГ»). В Комиссии сейчас есть комиссар по внешним связям г-жа Бенита Ферреро-Вальднер. Ее функции и функции Соланы должны были быть объединены.

С другой стороны, в нынешних непростых условиях Европейский союз естественно заинтересован продемонстрировать свою эффективность, свою востребованность. И наиболее реальное направление этой работы – это как раз отношения с третьими странами, в том числе с Россией.

– Какова повестка лондонского саммита?

– Это прежде всего двусторонние отношения Россия–ЕС, реализация решений Московского саммита, утвердившего «Дорожные карты» по формированию четырех общих пространств. Будет обсуждаться и так называемый «фактор 2007 года», учитывая, что 1 декабря 2007 года заканчивается 10-летний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. И хотя правового вакуума мы не ожидаем, поскольку соглашение содержит положение о его автоматическом продлении, ясно, что во многом это соглашение, подписанное еще в 1994 году, не отражает современный уровень отношений между РФ и ЕС. Его нужно обновлять. Пока окончательная форма будущего документа неясна, но в ближайшее время будет запущен механизм диалога по этому вопросу.

На саммите будут обсуждаться также актуальные международные проблемы. Это взаимодействие России и ЕС в ООН, ОБСЕ, а также ближневосточное урегулирование – здесь наши позиции весьма близки. Весьма активно в последнее время обсуждается тема урегулирования региональных конфликтов. Тема так называемого «общего соседства» также будет обсуждаться. И здесь мы не видим проблем для откровенного разговора.

– Как далеко Россия и ЕС готовы пойти в обсуждении ситуации в СНГ? Должны ли, на ваш взгляд, затрагиваться вопросы, касающиеся внутриполитической ситуации в этих странах, имея в виду произошедшие в ряде стран революции? Должна ли стать предметом обсуждения ситуация в Белоруссии?

– Официальная позиция России такова: мы не претендуем на монополию в том, что касается постсоветского пространства. Мы готовы развивать партнерский диалог с Евросоюзом – тем более, что ряд стран СНГ поставили перед собой цель интеграции в ЕС. Мы готовы обсуждать также перспективы взаимодействия с существующими структурами на пространстве СНГ, в первую очередь в экономической сфере, а это Единое экономическое пространство и ЕврАзЭС. Когда создавалось ЕЭП, естественно, были вопросы, как это увязывается с нашей работой по общему экономическому пространству с ЕС. На эти вопросы с нашей стороны давались исчерпывающие ответы. Что касается ситуации с замороженными конфликтами – а это Нагорный Карабах, Приднестровье, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, то со стороны ЕС есть интерес как к обсуждению этой проблемы, так и к содействию в урегулировании. Мы готовы рассматривать различные предложения и политического, и материального характера.

Следует иметь в виду, что каждый из упомянутых конфликтов имеет свой переговорный формат: по Нагорному Карабаху – это Минская группа; по Приднестровью – пятисторонний формат с участием двух конфликтующих сторон, России, Украины и ОБСЕ; по Абхазии – это ооновские структуры; по грузино-осетинскому конфликту – совместная комиссия. Может быть, это не идеальные форматы. Но тем не менее это оптимальные форматы, единственно приемлемые для всех сторон в упомянутых конфликтах. Если Евросоюз хочет и может содействовать прогрессу в рамках этих форматов, не расшатывая их, мы это только приветствуем. Такая позиция, кстати сказать, зафиксирована в Совместном заявлении РФ–ЕС, которое было принято еще в 2003 году на саммите в Риме.

Что касается внутриполитической ситуации в странах СНГ, то каждая из сторон вольна высказывать свои оценки. О каких-либо совместных действиях России и ЕС с целью воздействия на политическую ситуацию в той или иной стране речи не идет. Это касается и Белоруссии, и других государств. Давать же наши оценки «цветных революций» мы можем и в рамках диалога РФ–ЕС, и на других международных площадках.

– Будет ли обсуждаться в Лондоне вопрос избиения российских, а затем польских граждан соответственно в Варшаве и Москве?

– Я надеюсь, что это не тема для диалога России и ЕС. Это сугубо вопрос двусторонних отношений.

– Будут ли подписаны на саммите какие-либо соглашения?

– На саммитах вообще редко подписываются документы. Чаще они просто принимаются. Хотя бывают и исключения. Например, на саммите в Риме подписали соглашение о сотрудничестве России с Европолом. Сейчас, может быть, будет готов Меморандум по транспортному диалогу. Но не это является главным содержанием и результатом саммита.

– Как идет работа по вопросу упрощения и последующей отмены визового режима?

– Это будет одна из центральных тем в Лондоне. Нашими экспертами проделана весьма кропотливая и результативная работа по согласованию проекта соглашения с ЕС по упрощению визового режима и проекта соглашения о реадмиссии. Сейчас экспертно-техническая работа близка к завершению, требуются окончательные решения по некоторым вопросам с тем, чтобы соответствующие договоренности могли быть зафиксированы на предстоящем саммите. Следующий этап – перспектива отмены визового режима. Эта работа будет продолжаться.

Что касается двусторонних соглашений с рядом стран ЕС по упрощению визового режима (Германия, Франция, Италия, Кипр. – «НГ»), то они продолжают действовать. Есть понимание того, что они будут продолжать действовать в той части, которая не будет противоречить общему российско-еэсовскому соглашению. Причем есть интерес со стороны целого ряда стран ЕС к ускорению этой работы и даже готовность пойти на расширение базы этих двусторонних соглашений, если возникнут затяжки со стороны Европейской Комиссии.

– Как продвигается энергетический диалог?

– Энергетический диалог, запущенный в 2000 году, развивается достаточно успешно. В последние недели прошли встречи четырех рабочих групп энергодиалога. Есть договоренность с коллегами из ЕС, что к саммиту будет подготовлен шестой обобщающий доклад. С этой целью мы ожидаем в сентябре приезда в Москву генерального директора по вопросам энергетики в Европейской Комиссии г-на Франсуа Ламуре. Кроме того, буквально накануне саммита в Лондоне ожидается заседание Постоянного совета партнерства на уровне министров энергетики. Тогда же в Лондоне пройдет круглый стол промышленников, где вопросы энергодиалога также будут обсуждаться.

– Какая ситуация сегодня складывается с транзитом в Калининград через территорию ЕС?

– Договоренности о пассажирском транзите достигнуты еще в ноябре 2002 года на саммите в Брюсселе. И надо сказать, что за почти три года применения этих договоренностей особых нареканий нет. Но это не значит, что проблема решена окончательно. Литва находится на пути к Шенгену, и мы рассчитываем, что после ее присоединения к шенгенскому пространству условия передвижения российских граждан не ухудшатся. Что касается транзита грузов, то это проблема более многоплановая, учитывая многообразие грузов и вопросы, связанные с оформлением соответствующей документации, таможенной страховкой и т.д. Здесь трудностей было больше. Но на сегодняшний день можно сказать, что большинство этих проблем либо решено, либо решается.

– Правильно ли я понимаю, что в ближайшее время будет объявлено о подготовке нового всеобъемлющего соглашения с Европейским союзом?

– Я пока не буду предвосхищать форму, которую обретут результаты работы по «фактору 2007 года». Будет ли этого новое всеобъемлющее соглашение, или краткое рамочное соглашение с приложениями, или это будет новая редакция существующего соглашения – пока говорить преждевременно. Но диалог будет. Такая работа готовится и в Брюсселе, и в столицах стран – членов ЕС. Кстати, ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было предметом переговоров в течение трех лет.

Из досье «НГ»
Владимир Чижов родился в 1953 году. Окончил МГИМО, где изучал греческий, английский и французский. На дипломатической работе с 1976 года. В 1994–1996 годах – заместитель директора Второго Европейского департамента. В 1996 году – заместитель Высокого представителя по мирному урегулированию в Боснии и Герцеговине. В 1997–1999 годах – директор Третьего Европейского департамента. В 1999–2002 годах – директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России. С марта 1999 года – член Коллегии министерства. С марта 2000 года – спецпредставитель МИД России по Балканам. С ноября 2002 года – заместитель министра иностранных дел (курировал отношения со странами Европы, Евросоюзом, Советом Европы, ОБСЕ и НАТО). С августа 2005 года – постоянный представитель при Европейских сообществах в Брюсселе. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Отмечен государственными наградами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
374
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
455
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
144
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
493

Другие новости