0
6843
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.03.2013 00:01:00

Острова раздора Токио с соседями

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, китай, конфликт, острова


япония, китай, конфликт, острова Премьер-министр Синдзо Абэ не склонен к уступкам в территориальных спорах с соседними странами. Фото Reuters

Новому/старому премьеру Абэ предстоит решать нерешаемое – островные споры с соседями.
Лидер Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) Синдзо Абэ, ставший с 26 декабря 2012 года главой кабинета, незадолго до этого изложил свое перспективное видение политики Японии в статье, помещенной во влиятельном ежемесячнике «Бунгэйсюндзю». В статье резко критиковалась находившаяся в то время у власти Демократическая партия Японии за неэффективную внешнюю политику, в результате которой у Японии испортились отношения с ведущими партнерами, включая США. В ней, в частности, Абэ расценил визиты тогдашнего президента России Дмитрия Медведева на остров Кунашир в 2010 году и президента Южной Кореи Ли Мён Бака на остров Такэсима/Токто в 2012 году как примеры «дипломатического провала ДПЯ».
Резкое обострение в последнее время отношений Японии с соседними странами по поводу спорных островов выводит территориальную проблему на первый план в ее внешней политике. В японских СМИ появился даже новый термин – «территориальная дипломатия» (рёдогайко). Проведение такой дипломатии объясняется необходимостью добиться международного признания законности японского суверенитета над спорными территориями.
Япония и Китай:
на встречных курсах
к военному столкновению?
Очевидно, что из всех территориальных конфликтов Японии с соседними странами наибольшую головную боль у японского руководства вызывает спор с Китаем по поводу суверенитета над островами Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море. Пекин считает, что Япония силой захватила острова в конце XIX века и продолжает незаконно их удерживать. Китай оказывает давление на Японию, чтобы вынудить ее признать существование территориального спора. Однако Япония считает, что Сэнкаку исторически и юридически являются неотъемлемой частью ее территории, и такого спора не существует.
Начало нынешнему витку напряженности положило столкновение у их берегов китайского траулера и двух японских кораблей береговой охраны в сентябре 2010 года. С тех пор Китай регулярно направляет патрульные суда и самолеты, принадлежащие океанографическому и рыболовному ведомствам, в воды (в том числе территориальные) и воздушное пространство вокруг этих островов. Это делается с целью продемонстрировать, что Китай в такой же степени, как и Япония, их эффективно контролирует. Эта деятельность особенно усилилась после того, как в сентябре 2012 года правительство Японии выкупило острова у частного владельца.
За конфликтом вокруг Сэнкаку/Дяоюйдао стоят прежде всего экономические и стратегические интересы обеих стран. Владение островами позволяет контролировать огромные запасы углеводородов, ресурсы морепродуктов, а также важнейшие морские пути в западной части Тихого океана. Но, по мнению японских аналитиков, в более широком плане наступательные действия Китая в отношении островов Сэнкаку являются составной частью его стратегии, направленной на превращение страны в морскую державу. Эти замыслы подкрепляются наращиванием военной мощи, что усиливает приверженность соседних стран «теории китайской угрозы».
Увеличение военного бюджета Китая в 2013 году на 10,7% было расценено Абэ в его выступлении в парламенте как факт, вызывающий «общее беспокойство в регионе». Крупнейшая японская газета «Иомиури симбун» полагает, что при новом лидере КНР Си Цзиньпине Пекин усилит ВМС и ВВС своей страны до такой степени, чтобы Китай мог «закольцевать» Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, превратив их в единое «Китайское море». Цель этих действий – противодействие стратегии «возвращения» США в Азию. Газета прогнозирует возможность того, что гражданские патрульные суда Китая при содействии его ВМС могут занять более жесткую позицию и даже попытаются захватывать японские рыболовные суда и задерживать членов их экипажей.
Более того, издание не исключает, что намеченное сокращение бюджета США приведет к ограничению их военной деятельности в АТР. В этих условиях ВМФ Китая может прибегнуть к провокациям, аналогичным произошедшему в январе инциденту с наведением боевого радара китайского корабля на японский эсминец. Поэтому, считает газета, Токио, с одной стороны, должен укреплять сдерживающий характер японо-американского военного союза, а с другой – сделать все, что в его силах, чтобы самостоятельно защищать острова.
В настоящее время в Японии существует единодушное мнение, что главным и, пожалуй, единственным эффективным инструментом сдерживания «китайского экспансионизма» является укрепление японо-американского договора безопасности. Однако, судя по всему, японские упования на США в этом плане не совсем оправдываются. Как показал недавний визит Абэ в Вашингтон, администрация Барака Обамы с определенной настороженностью относится к действиям нынешнего японского премьера.
Полный контроль над парламентом, который Абэ скорее всего получит в результате весьма вероятной победы его партии на выборах в Палату советников летом этого года, может дать толчок его действиям по коренному пересмотру Конституции и переоценке признания Японией своих военных жестокостей в ходе Второй мировой войны. Это неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению отношений между Японией и Китаем. Этого опасаются США, не желающие быть втянутыми в военный конфликт между этими странами.
Ни Обама, ни его новый госсекретарь Джон Керри не дали Абэ таких же твердых обещаний защищать контролируемые Японией острова Сэнкаку, как это делала предшественница Керри – Хиллари Клинтон. Керри просто в очередной раз подтвердил, что эти острова входят в сферу действия двустороннего договора безопасности. Что касается взаимных претензий Японии и Китая на суверенитет над Сэнакаку/Дяоюйдао, то Вашингтон здесь занимает нейтральную позицию, предлагая обеим странам самим решить эту проблему путем спокойного диалога.
Япония и Южная Корея: территориальные
«разборки» на фоне
исторических обид
Еще накануне парламентских выборов в декабре 2012 года ЛДПЯ, чтобы подтвердить японский суверенитет над островами Такэсима (по-корейски – Токто), контролируемыми Южной Кореей, в свою избирательную платформу включила обещание провести 22 февраля на государственном уровне церемонию, посвященную «Дню Такэсимы». В этот день в 1905 году острова были включены в состав префектуры Симанэ. С 2005 года церемония проводилась лишь властями этой префектуры.
Однако 19 февраля генсек ЛДПЯ Сигэру Исиба заявил журналистам, что правительство переносит мероприятие. Это вызвало положительную реакцию в Сеуле. Южнокорейские аналитики расценили это решение как желание Токио отвести территориальный спор на задний план. Но антияпонские настроения в Южной Корее в очередной раз вспыхнули в конце февраля в связи с тем, что впервые официальный представитель японского правительства посетил церемонию, посвященную «Дню Такэсимы», в префектуре Симанэ 22 февраля.
В Токио большие надежды возлагают на то, что новые руководители обеих стран улучшат отношения. На церемонию инаугурации Пак Кын Хе был направлен Таро Асо – вице-премьер и бывший глава правительства Японии. Судя по всему, в его задачу входило «наведение мостов» между главами правительств обеих стран. Однако на встрече с ним только что ставшая президентом Пак Кын Хе заявила, что «историческое восприятие» является важным в развитии связей между Южной Кореей и Японией и японские политики должны стремиться понять чувства Южной Кореи в отношении колониального правления Японии в Корее.
Некоторые японские СМИ вообще рисуют будущее отношений между Японией и Южной Кореей в черных красках. Так, «Санкэй симбун», отмечая возможность создания Сеулом ядерного оружия в ответ на ядерные испытания Северной Кореи, предполагает, что южнокорейские ракеты с ядерными зарядами могут быть нацелены не только на Пхеньян, но также на Токио и Осаку.
     
Смена премьеров суммы островов не меняет
Визит Дмитрия Медведева на остров Кунашир обрушил российско-японские отношения до самой, пожалуй, низкой точки за весь постсоветский период. С возвращением Владимира Путина в Кремль японские СМИ, с одной стороны, осуждают его за «авторитарные методы» управления страной, но с другой – выражают надежду на уступки России Японии в споре по поводу Южных Курил.
Выраженное Путиным год назад намерение искать взаимоприемлемое решение территориального вопроса и слова о возможности «ничьей» порождают некое «дежавю» – надежды, схожие с периодом нулевых лет. Они резко контрастируют с тем, что сейчас слышат в Токио из Пекина и Сеула по поводу их собственных территориальных конфликтов с Японией. Судя по всему, своей территориальной дипломатией Абэ надеется прорвать именно на российском направлении стихийно сложившийся к настоящему времени в Северо-Восточной Азии, хотя никак и никем не координируемый, антияпонский территориальный фронт.
Выступая на заседании обеих палат парламента 28 февраля, Абэ выразил готовность к улучшению связей с Китаем и Южной Кореей, а по поводу отношений с Россией даже заявил, что они «являются одними из двусторонних отношений с самыми богатыми возможностями». Он также сказал, что своим визитом в Россию в этом году собирается улучшить отношения с ней. Это будет первый официальный визит японского премьер-министра в Россию за последние 10 лет.
Визит в Россию Ёсиро Мори – бывшего премьер-министра и спецпосланника нынешнего премьера Абэ – заключался в том, чтобы убедить Путина в том, что правительство Абэ продержится не менее трех лет, и уговорить его решить проблему «северных территорий» в течение пребывания Абэ у кормила власти. Другими словами, Мори на встрече с Путиным предложил установить deadline (крайний срок) для решения указанной проблемы.
Мори подчеркнул, что для окончательного решения территориальной проблемы необходима решимость двух лидеров – Абэ и Путина. Как пишут японские СМИ, Мори тем самым подталкивал Путина к политическому решению вопроса. Японская сторона делает для себя некоторые благоприятные выводы. Во-первых, визит засвидетельствовал готовность Путина на предстоящей встрече с Абэ возобновить переговоры по территориальному вопросу. Во-вторых, Путин и Мори подтвердили важность Иркутской декларации, которую они совместно подписали в марте 2001 года. Она, в свою очередь, подтверждает действенность Совместной советско-японской декларации 1956 года, в соответствии с которой два острова Южных Курил – Хабомаи и Шикотан – должны быть переданы Японии после подписания мирного договора между странами. Наконец, в Японии высоко оценили заявление Путина о том, что отсутствие мирного договора между Россией и Японией является ненормальным. Абэ заявил в парламенте, что он будет твердо продолжать переговоры, чтобы четыре острова были возвращены Японии и мог быть заключен мирный договор.
Виртуальные островитяне
И последнее. В связи с текущим обострением территориальных конфликтов Японии с соседними странами прояснилось занятное явление – рост числа японских граждан, которые в местных органах власти регистрируют свое местожительство на островах, оспариваемых Токио у Москвы и Сеула, а Пекином – у самого Токио. При том что в реальности японцев нет ни на Южных Курилах, ни на Такэсиме, Токто (где расквартирован лишь незначительный южнокорейский гарнизон), а острова Сэнкаку/Дяоюйдао (единственные под контролем, да и то теперь уже неполным, Японии) – вообще необитаемы.
По данным на конец января 2013 года, всего таких «островитян» насчитывалось 642 человека, а в январе 2011 года их было 520 человек.   Примечательно, что больше всего японцев «прописано» на «северных территориях», то есть на четырех Южно-Курильских островах – 196 человек (в 2011 году таких насчитывалось 175 человек).    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
262
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
157
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
334
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
332

Другие новости