0
678
Газета Культура Интернет-версия

25.05.2007 00:00:00

Про вождя

Тэги: театр, башкирия, кизи


Роман Кена Кизи, в свое время воспринятый как гневный политический памфлет, кажется, снова входит в моду. Премьера в Башкирском академическом театре драмы вышла несколько месяцев спустя после московской, «ленкомовской». Молодой режиссер Айрат Абушахманов занял в спектакле и заслуженных, и народных, причем народные артисты согласились сыграть в его спектакле роли второго плана, в данном случае – обитателей психушки. И не зря: о каждом из них можно рассказать историю, характер каждого складывается из многих деталей, и наблюдать за сложно устроенной жизнью «психов» интересно даже больше, чем следить за сюжетом. Сюжет ведь известен, а такого Сканлона (З.Валитов), занятого конструированием какой-то особенной бомбы, мы еще не видели. И Билли Биббит (И.Идрисов), молодой герой, совсем мальчишка, упрятанный в больницу родной матерью, – тоже не похожий на тех, что мы видели сперва в кино, потом в театре.

Роман Кена Кизи, кажется, не стали «класть на полочку» антиутопий, хотя, стоит согласиться, старшая сестра Рейчел пытается создать в отделении подобие идеального – открытого – общества, построенного, с одной стороны, на доверии, а с другой – на жестком подавлении всякого инакомыслия. Роман, конечно, политический, в СССР, конечно, читавшийся как протест против «диктатуры пролетариата», но в родной Америке, увы-увы, оказавшийся не менее злободневным. В каждом доме – свой домашний тиран.

Несмотря на то что в романе имеется главный герой, Макмерфи (в спектакле его играет Х.Утяшев), бандит и насильник, попадающий то ли на обследование, то ли для отбывания наказания, его роль в спектакле – если брать сравнения из химии – скорее каталитическая. В итоге самые удачные в спектакле – массовые сцены, в которых режиссеру удаются «качели». Он смог показать невероятную близость, казалось бы, противоположных состояний общества, пусть даже такого крохотного и специфического: хаоса, беспорядка, почти уже бунта – и почти стерильной «социальной чистоты», то есть полного порядка.

В спектакле, в котором нет движения в главных героях – и Макмерфи, и старшая сестра даны «раз и навсегда», персонажи второстепенные, даже эпизодические живут, волнуются, меняются на глазах, и наблюдать за их эмоциональными и просто перемещениями в пространстве бывает интересно.

Самое, пожалуй, неожиданное в спектакле башкирского театра, – то, что в романе Кизи постановщик находит «щелочку», в которую, если так можно сказать, запускает миф, точно дым, который время от времени театрально и несколько бессмысленно заполняет сцену. В этих клубах выходят родственники Вождя (Х.Шамсутдинов), которые, вероятно, уже из небытия продолжают переживать отнятую землю, и мир, и все, что составляло когда-то смысл и радость их индейской жизни. Эти мифологические сцены дают сюжету какое-то иное, метафизическое измерение.

Правда, в данном, национальном контексте (спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом на русский) эту – национальную, мифологическую – часть спектакля можно прочесть и как укор Большому брату, то есть русским, ассимилянтам. А можно и не читать, чтоб не добавлять головной боли в и так непростые вопросы нашей федеративной жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
522
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2051
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2463
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2052

Другие новости