0
7491
Газета Культура Печатная версия

20.02.2024 18:52:00

Театр между отвагой и шестым чувством

"В лучах", "Друг мой", "Фауст" признаны лучшими моноспектаклями Петербурга

Тэги: фестиваль моноспектаклей, монокль, петербург


фестиваль моноспектаклей, монокль, петербург «Друг мой» «Невидимого театра» вошел и в лонг-лист национальной премии «Золотая маска – 2024». Фото с сайта www.ateatra.net

По итогам XIV фестиваля моноспекталей «Монокль», который каждые два года проводит театр – фестиваль «Балтийский дом» спектакли Театра им. Ленсовета, «Невидимого театра» и камерного театра ТОК признаны победителями и представят Северную столицу в рамках Международного этапа фестиваля в марте.

На этом фестивале выявились новые тенденции: участие ведущих актеров, плотно занятых в репертуаре своих театров и тем не менее создавших моноспектакль. Не менее важная тенденция – выбор новых, неизвестных текстов, иногда несовершенных, но интересно интерпретированных. Чтобы решиться на моноспектакль, нужна отвага. И, обращаясь к образу Гумилева, «орган для шестого чувства».

Спектакль Лауры Пицхелаури поставлен Анджеем Бубенем на Малой сцене Театра им. Ленсовета. Актриса много занята в репертуаре Большой сцены. Уже такие роли, как леди Макбет и Гамлет в трагедиях Шекспира в постановке Юрия Бутусова, говорят о напряженной интенсивной творческой жизни актрисы. Моноспектакль создан по пьесе польского драматурга Артура Палыги «В лучах» по письмам и дневникам Марии Склодовской-Кюри, дважды лауреата Нобелевской премии, вместе с мужем открывшей радий и позже, самостоятельно, – полоний. О ней сказал Эйнштейн – «единственный человек, не испорченный славой».

Спектакль личностный, страстный, открывающий внутреннюю жизнь гениальной женщины, великого ученого, жены и матери. Ее путь был сложен не только потому, что в эпоху, в которую Марии выпало жить, в женщину, посвятившую себя науке, не только не верили, но почти не допускали в научное сообщество. А она стремилась состояться как женщина, мать, ученый и ей это удалось.

Лаура Пицхелаури подробно раскрывает духовную жизнь своей героини, полную страстей, борьбы и побед, в том числе и над собой. Актриса держит зал в непрерывном напряжении: темперамент ее мысли усилен ее собственным темпераментом, выплескиваясь в письмах, которые Мария писала себе. Римский император Марк Аврелий, философ-стоик, оставил исповедь «К самому себе», раскрывающую борьбу, которую вел с собой. Мария Склодовская- Кюри пишет письма к себе. Ее душевная жизнь кипит: она постоянно в поисках научных открытий, переплетающихся с поисками самой себя. Она называет себя «ведьмой» с началом Фауста, пытаясь получить «ведьминское варево», добиваясь новых открытий. И воспитывает детей по собственной методе. Огонь мятежа пылает в ней, передаваясь зрителям, эмоционально откликающимся на все ее порывы. Зал живет вместе с ней. Выразительные руки Лауры Пицхелаури передают ее состояние. Временами ее пластику можно сравнить с кубистическими картинами – деформация ее тела отражает состояние ее души. Спектакль имеет говорящее название «В лучах»: доля заражения радиацией была столь велика, что после кончины тело Марии Склодовской-Кюри светилось. Судьба великой женщины, ее тайная душевная жизнь, в которую нас со всей деликатностью посвятили, рождает сопереживание, чувство благодарности к создателям спектакля и говорит о неисчерпаемости жанра моноспектакля.

Как и Лаура Пицхелаури, артист Малого драматического театра – театра Европы Олег Рязанцев плотно занят в репертуаре, в частности в сложных, программных спектаклях Льва Додина «Братья Карамазовы» и «Чайка». Известный режиссер театра и кино Семен Серзин, возглавляющий «Невидимый театр», поставил с ним спектакль «Друг мой» по монодраме белорусского драматурга Константина Стешика. «Невидимый театр» давно стал видимым. Расположенный в порту, в цехе бывшего завода «Севкабель», театр популярен среди молодежи, но не только, и этот спектакль вызвал большой отклик у публики разных возрастов.

Герой, он же рассказчик, глубокой ночью с другом выходит на улицу «стрельнуть сигаретку» и попадает в ситуации, ставящие его перед выбором. Надо ли помочь человеку, лежащему в крови, позвонить ли в любую кнопку домофона, чтобы кто вызвал скорую? Друг активен в желании оказать помощь, рассказчик пассивен. Они постоянно находятся в конфликте. Вкрадывается мысль: возможно, это один человек, взывающий к самому себе в поисках выбора. Спектакль решен в импрессионистических тонах: герой Олега Рязанцева мягок, часто нерешителен, беспрерывно находится в спорах с самим собой. Это тонкий психологический этюд о двойственности человека, в котором сидит «другой» – прагматичный и достаточно циничный. Проблема выбора – проблема бытия, и решение непросто. А может быть, все же друг, верный и бескомпромиссный, был рядом? Спектакль можно воспринимать и как притчу. Впечатляет его лирическая стихия, в которой чувствуется атмосфера спящего города, таящего опасность, хотя на сцене доминирует прозаическая запущенная комната, в которую возвращается рассказчик, наполненный впечатлениями ночи. Точка не поставлена – открытый финал. Мы оставляем героя Олега Рязанцева, борющегося со своим эго.

Моноспектакль Николая Балобана «Фауст» (Театральное объединение ТОК) – площадное ярмарочное представление о Фаусте. О литературной основе спектакля с полным правом можно говорить как о драматургии, в которую органично вошли фрагменты Пушкина, Марло, Гёте. Народная книга о маге и чернокнижнике Фаусте, изданная в 1567 году, – источник ярмарочных кукольных представлений. Она же вдохновила на философско-поэтическое прочтение легенды великих поэтов. Изобретательная режиссура Владимира Литвинова позволила Николаю Балобану в полной мере показать свой талант и профессионализм. Он великолепно работает с куклами, исполняет акробатические номера, пластичен, блестяще владеет импровизацией, заражая публику, благодарно реагирующую на обращение к ней. Но главное – он владеет словом, несет его смысл, будь это балаганный раешник или поэзия Пушкина, Марло и Гёте. В переходе от грубых шуток к высокой поэзии нет швов. Спектакль целостен. Он несет и просветительское начало, напоминая о народных истоках театра. 

Санкт-Петербург


Читайте также


Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
1400
«Средоточное местоположение среди Империи»

«Средоточное местоположение среди Империи»

Валерий Перхавко

Образы столиц в стране, которой издревле был присущ внутренний полицентризм

0
1944
Читающий октябрь  страшные рассказы

Читающий октябрь страшные рассказы

Марианна Власова

В городе на Неве прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга»

0
4016
Чудо движения

Чудо движения

Юрий Татаренко

О жизни стихов в моменте, тихом следе поэта и чувстве сопричастности

0
3975

Другие новости